Правительство дало шанс внебюджетным скоростям

Высокоскоростные железные дороги в России возможны до 2018 года: в приоритетах ВСМ до Екатеринбурга

Алина Черноиванова 23.11.2012, 19:38
Руслан Кривобок/РИА «Новости»

Создать сеть высокоскоростных железных дорог в России возможно до 2018 года, уверен вице-премьер Аркадий Дворкович. Решение должно быть принято до середины 2013 года. В приоритетах новой стратегии Минтранса магистраль Нижний Новгород — Екатеринбург ценой почти 1,6 трлн рублей. В Минфине считают, что железнодорожная отрасль должна рассчитывать прежде всего на внебюджетные ресурсы.

Открытие высокоскоростного железнодорожного движения в России возможно до 2018 года, заявил на заседании правительства вице-премьер Аркадий Дворкович. Программа «Развитие транспортной системы» на 2013–2020 годы, в целом одобренная кабинетом министров, до 10 декабря должна быть уточнена. И Дворкович считает, что отсутствие в документе скоростного и высокоскоростного движения – один из главных ее недостатков.

Общий объем запланированных инвестиций — 12,5 трлн рублей. Почти 60% программы — 7,3 трлн рублей — финансируется из федерального бюджета. Почти 4,7 трлн рублей — капитальные вложения; еще 1,5 трлн рублей идут на НИОКР. Но на железнодорожный транспорт в следующие 8 лет выделяется только 293 млрд рублей. Строительства высокоскоростных железнодорожных магистралей (ВСМ) в программных планах до 2020 года нет.

Проекты ВСМ сейчас прорабатываются по поручению президента и премьер-министра, напомнил Дворкович Дмитрию Медведеву. «Я сегодня только проводил с РЖД встречу на эту тему, — сказал он. – Возможности реализации этих проектов есть, схемы финансирования до конца пока не отработаны, и их нужно, так же как и по чемпионату мира по футболу, и по Московскому узлу, в первом полугодии 2013 года окончательно определить и принять решение, будем мы это делать или нет».

«Частично эти проекты связаны с чемпионатом мира по футболу, и один – любой из других проектов – можно до 2018 года сделать», — сообщил Дворкович.

Проект стратегии «Развития транспортной системы» (должна быть одобрена правительством) предполагает, что к 2030 году в России будет построено более 3,5 тыс. км железнодорожных путей для высокоскоростного движения и более 9 тыс. км для скоростного движения.

Согласно документу, размещенному на сайте Минтранса 20 ноября, ВСМ-1 Москва – Петербург стоимостью 919,5 млрд рублей до 2018 года остается на стадии проектирования. Годы ее строительства в проекте стратегии не обозначены.

До сих пор «Российские железные дороги» разрабатывали именно магистраль Москва – Петербург, как наиболее экономически эффективную. По оценкам специалистов, пассажиропоток между двумя столицами к 2050 году составит до 10,5 млн человек в год, а всего с 2018 года по 2050 год по ВСМ-1 может быть перевезено свыше 300 млн пассажиров. Причем в «дочке» РЖД – компании «Скоростные магистрали» — называли этот проект полностью готовым к реализации. Летом в компании ожидали решения правительства по проекту, после чего в сентябре могли бы объявить тендер на концессию, но решение так и не было принято. Источник «Газеты.Ru» в другой дочерней компании РЖД, имеющий отношение к технической реализации проекта, утверждал, что в таких условиях строительство ВСМ-1 в поставленный срок – к 2018 году – невозможно. Сейчас в РЖД планируют построить пилотный участок ВСМ за счет собственных средств на отрезке Крюково (Московская область) — Новая Тверь — Логовежь (Тверская область). Строительство участка протяженностью 180 км займет три года и в текущих ценах без НДС оценивается в 185,6 млрд рублей.

Эффективность и затраты по ВСМ-2 – до Екатеринбурга – находятся на ранней стадии проработки.

Но в проекте стратегии Минтранса магистраль Нижний Новгород – Казань – Екатеринбург ценой почти 1,6 трлн рублей уже должна быть построена к 2018 году. Все три города ВСМ-2 входят в список мест, где пройдет ЧМ по футболу 2018 года.

На 2018–2025 годы проект стратегии планирует строительство высокоскоростных железных дорог из Москвы в Нижний Новгород (405 км; почти 1,2 трлн рублей, в том числе 561 млрд в первые пять лет строительства) и из Казани в Самару (450 км, 1,2 трлн рублей, в том числе 569 млрд за первые пять лет реализации проекта).

За рубеж 2020 года выходит строительство других магистралей. Так, до 2030 года должны быть построены ВСМ Москва – Минск (далее с продлением до Берлина). Ее протяженность по территории России – 445 км. Цена проекта – 1,2 трлн рублей. К тому же сроку запланировано завершение строительства ВСМ Москва – Киев протяженностью 480 км по России. Цена этого проекта – почти 1,383 трлн рублей.

«Все невозможно, — прокомментировал Дворкович на заседании правительства планы по сети высокоскоростного железнодорожного движения. – Любой из проектов можно сделать, если будет финансирование, если будет приемлемая финансовая модель».

Разногласия Минтранса с Минфином по согласованной программе до 2020 года – почти 430 млрд рублей, из которых 389,7 млрд рублей по железнодорожной тематике, сообщил министр транспорта Максим Соколов.

«Это небольшие деньги, и они в принципе до 2020 года могут быть получены — в первую очередь за счет более активного привлечения внебюджетных ресурсов именно в железнодорожную отрасль, — прокомментировал министр финансов Антон Силуанов. – РЖД может выпустить дополнительные займы, или могут быть выпущены дополнительные акции РЖД, которые позволяют привлечь ресурсов даже на более чем 400 млрд рублей. И именно в этом направлении можно поработать — насчет более полного привлечения внебюджетного финансирования».

Дворкович в ответ предложил не преуменьшать и не преувеличивать «возможности привлечения заемного финансирования со стороны РЖД». «Есть определенные финансовые индикаторы, которые нужно учитывать, и если пороговые значения долговой нагрузки будут превышены, то это может сказаться на стоимости финансирования и возможности привлечения последующих займов и обслуживании существующих займов», — пояснил он.

ВСМ требуют настолько значительных инвестиций, что относятся к проектам с неизвестным сроком окупаемости, но государство получает «двух-трехкратное превышение инвестированных денег по социально-экономическим эффектам», пояснил глава «Скоростных магистралей» Денис Муратов.

Строительство высокоскоростных магистралей считают условием инновационного развития и в Минэкономразвития. Инновационный сценарий социально-экономического развития России до 2030 года по версии МЭР предусматривает, что на рубеже 2020 года будет построена ВСМ-1 и начнется строительство ВСМ-2. Как говорил замминистра Андрей Клепач, самый оптимистичный сценарий – форсированный – предусматривает строительство к 2020 году не только ВСМ-1, но и ВСМ-2.

Проекты, обеспечивающие транспортную доступность городов — участников чемпионата мира по футболу 2018 года, пока не включены в программу «Развитие транспортной системы». Минтранс должен уточнить прогнозы по трафику до середины декабря 2012 года (будут представлены правительству в первом квартале 2013 года).