Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Правительство дало шанс внебюджетным скоростям

Высокоскоростные железные дороги в России возможны до 2018 года: в приоритетах ВСМ до Екатеринбурга

Создать сеть высокоскоростных железных дорог в России возможно до 2018 года, уверен вице-премьер Аркадий Дворкович. Решение должно быть принято до середины 2013 года. В приоритетах новой стратегии Минтранса магистраль Нижний Новгород — Екатеринбург ценой почти 1,6 трлн рублей. В Минфине считают, что железнодорожная отрасль должна рассчитывать прежде всего на внебюджетные ресурсы.

Открытие высокоскоростного железнодорожного движения в России возможно до 2018 года, заявил на заседании правительства вице-премьер Аркадий Дворкович. Программа «Развитие транспортной системы» на 2013–2020 годы, в целом одобренная кабинетом министров, до 10 декабря должна быть уточнена. И Дворкович считает, что отсутствие в документе скоростного и высокоскоростного движения – один из главных ее недостатков.

Общий объем запланированных инвестиций — 12,5 трлн рублей. Почти 60% программы — 7,3 трлн рублей — финансируется из федерального бюджета. Почти 4,7 трлн рублей — капитальные вложения; еще 1,5 трлн рублей идут на НИОКР. Но на железнодорожный транспорт в следующие 8 лет выделяется только 293 млрд рублей. Строительства высокоскоростных железнодорожных магистралей (ВСМ) в программных планах до 2020 года нет.

Проекты ВСМ сейчас прорабатываются по поручению президента и премьер-министра, напомнил Дворкович Дмитрию Медведеву. «Я сегодня только проводил с РЖД встречу на эту тему, — сказал он. – Возможности реализации этих проектов есть, схемы финансирования до конца пока не отработаны, и их нужно, так же как и по чемпионату мира по футболу, и по Московскому узлу, в первом полугодии 2013 года окончательно определить и принять решение, будем мы это делать или нет».

«Частично эти проекты связаны с чемпионатом мира по футболу, и один – любой из других проектов – можно до 2018 года сделать», — сообщил Дворкович.

Проект стратегии «Развития транспортной системы» (должна быть одобрена правительством) предполагает, что к 2030 году в России будет построено более 3,5 тыс. км железнодорожных путей для высокоскоростного движения и более 9 тыс. км для скоростного движения.

Согласно документу, размещенному на сайте Минтранса 20 ноября, ВСМ-1 Москва – Петербург стоимостью 919,5 млрд рублей до 2018 года остается на стадии проектирования. Годы ее строительства в проекте стратегии не обозначены.

До сих пор «Российские железные дороги» разрабатывали именно магистраль Москва – Петербург, как наиболее экономически эффективную. По оценкам специалистов, пассажиропоток между двумя столицами к 2050 году составит до 10,5 млн человек в год, а всего с 2018 года по 2050 год по ВСМ-1 может быть перевезено свыше 300 млн пассажиров. Причем в «дочке» РЖД – компании «Скоростные магистрали» — называли этот проект полностью готовым к реализации. Летом в компании ожидали решения правительства по проекту, после чего в сентябре могли бы объявить тендер на концессию, но решение так и не было принято. Источник «Газеты.Ru» в другой дочерней компании РЖД, имеющий отношение к технической реализации проекта, утверждал, что в таких условиях строительство ВСМ-1 в поставленный срок – к 2018 году – невозможно. Сейчас в РЖД планируют построить пилотный участок ВСМ за счет собственных средств на отрезке Крюково (Московская область) — Новая Тверь — Логовежь (Тверская область). Строительство участка протяженностью 180 км займет три года и в текущих ценах без НДС оценивается в 185,6 млрд рублей.

Эффективность и затраты по ВСМ-2 – до Екатеринбурга – находятся на ранней стадии проработки.

Но в проекте стратегии Минтранса магистраль Нижний Новгород – Казань – Екатеринбург ценой почти 1,6 трлн рублей уже должна быть построена к 2018 году. Все три города ВСМ-2 входят в список мест, где пройдет ЧМ по футболу 2018 года.

На 2018–2025 годы проект стратегии планирует строительство высокоскоростных железных дорог из Москвы в Нижний Новгород (405 км; почти 1,2 трлн рублей, в том числе 561 млрд в первые пять лет строительства) и из Казани в Самару (450 км, 1,2 трлн рублей, в том числе 569 млрд за первые пять лет реализации проекта).

За рубеж 2020 года выходит строительство других магистралей. Так, до 2030 года должны быть построены ВСМ Москва – Минск (далее с продлением до Берлина). Ее протяженность по территории России – 445 км. Цена проекта – 1,2 трлн рублей. К тому же сроку запланировано завершение строительства ВСМ Москва – Киев протяженностью 480 км по России. Цена этого проекта – почти 1,383 трлн рублей.

«Все невозможно, — прокомментировал Дворкович на заседании правительства планы по сети высокоскоростного железнодорожного движения. – Любой из проектов можно сделать, если будет финансирование, если будет приемлемая финансовая модель».

Разногласия Минтранса с Минфином по согласованной программе до 2020 года – почти 430 млрд рублей, из которых 389,7 млрд рублей по железнодорожной тематике, сообщил министр транспорта Максим Соколов.

«Это небольшие деньги, и они в принципе до 2020 года могут быть получены — в первую очередь за счет более активного привлечения внебюджетных ресурсов именно в железнодорожную отрасль, — прокомментировал министр финансов Антон Силуанов. – РЖД может выпустить дополнительные займы, или могут быть выпущены дополнительные акции РЖД, которые позволяют привлечь ресурсов даже на более чем 400 млрд рублей. И именно в этом направлении можно поработать — насчет более полного привлечения внебюджетного финансирования».

Дворкович в ответ предложил не преуменьшать и не преувеличивать «возможности привлечения заемного финансирования со стороны РЖД». «Есть определенные финансовые индикаторы, которые нужно учитывать, и если пороговые значения долговой нагрузки будут превышены, то это может сказаться на стоимости финансирования и возможности привлечения последующих займов и обслуживании существующих займов», — пояснил он.

ВСМ требуют настолько значительных инвестиций, что относятся к проектам с неизвестным сроком окупаемости, но государство получает «двух-трехкратное превышение инвестированных денег по социально-экономическим эффектам», пояснил глава «Скоростных магистралей» Денис Муратов.

Строительство высокоскоростных магистралей считают условием инновационного развития и в Минэкономразвития. Инновационный сценарий социально-экономического развития России до 2030 года по версии МЭР предусматривает, что на рубеже 2020 года будет построена ВСМ-1 и начнется строительство ВСМ-2. Как говорил замминистра Андрей Клепач, самый оптимистичный сценарий – форсированный – предусматривает строительство к 2020 году не только ВСМ-1, но и ВСМ-2.

Проекты, обеспечивающие транспортную доступность городов — участников чемпионата мира по футболу 2018 года, пока не включены в программу «Развитие транспортной системы». Минтранс должен уточнить прогнозы по трафику до середины декабря 2012 года (будут представлены правительству в первом квартале 2013 года).

Новости и материалы
Блинкен полетит в Израиль после Китая
Россияне активно готовятся к походам на майские
Российского депутата подозревают в участии в нежелательной организации
Ученые выяснили, что дорожный шум вредит птенцам и яйцам
В Тегеране назвали виновных в терактах в Иране и России
В РФ спустили на воду учебный корабль для вертолетчиков
Педиатра, оскорбившую память российского солдата, арестовали
При разборе завалов дома в Токмаке нашли тело мужчины
Дума обсуждает запрет в области криптовалют
В РФ семьи с высоким доходом могут исключить из программы льготной ипотеки
Памятник советским солдатам сбросили с постамента в украинском Ровно
Школьница упала с лошади и очутилась в реанимации с разрывом почки
В Аргентине открыли новый вид проворных травоядных динозавров
Экспортную пошлину на золото могут обнулить
Петербуржец подстроил нападение на возлюбленную, чтобы ее впечатлить, но попал под суд
ВСУ обстреляли Белгородскую область
Эрдоган приедет в США в следующий раз
Ведущие пловцы мира готовят многомиллионный иск против WADA
Все новости