Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Риск на триллион

Высокоскоростные железные дороги могут оказаться дороже стартовой оценки на 1 трлн рублей

Высокоскоростные железные дороги могут оказаться дороже стартовой оценки на 1 трлн рублей, следует из анализа рисков проектов ВСМ-2 и ВСМ-3 от аудиторов PricewaterhouseCoopеr's. Стоимость строительства всей сети высокоскоростного движения, учитывая три ветки, в том числе до Петербурга, начинается с 2,7 трлн рублей. Расходы бюджета не окупятся, но это характерно для таких проектов, утверждают в PwC.

Стоимость строительства высокоскоростных железнодорожных магистралей Москва – Екатеринбург (ВСМ-2) и Казань – Самара (ВСМ-3), которые «Российские железные дороги» намерены предложить правительству, может оказаться на 1 трлн рублей дороже предварительной оценки. Это следует из анализа рисков ВСМ, подготовленного для ОАО «Скоростные магистрали» (дочерняя компания РЖД, разработчик ВСМ) экспертами аудиторской группы PricewaterhouseCoopеr's (PwC), с результатами которого ознакомилась «Газета.Ru».

Самый дорогой риск – увеличение длины туннелей на 5% от общей длины маршрута для защиты окружающей среды – это дополнительные 180 млрд рублей на ВСМ-2 и 58,5 млрд рублей на ВСМ-3. Вероятность возникновения такого риска аудиторы оценивают в 5%.

Линия до Екатеринбурга в принципе предусматривает значительное количество туннелей. Отсюда еще один риск – стоимость строительства туннелей может «приблизиться к историческим значениям в России, а не будет на уровне европейских аналогов». В таком случае строительство ВСМ-2 удорожает почти на 136 млрд рублей. Вероятность риска – 20%.

Самый высокий по степени вероятности возникновения – 80% — риск того, что болотистая почва приведет к необходимости значительных работ по укреплению основания линии на протяжении 20% трассы для ВСМ-2 и ВСМ-3. Цена такого риска – почти 60 млрд рублей для магистрали до Екатеринбурга и 19 млрд рублей для ветки Казань – Самара.

На уровне 50% оценены риски необходимости строительства большего числа сооружений для улучшения эксплуатационных характеристик трасс (134 млрд и 36 млрд соответственно); риск того, что для путепроводов и дорог, прилегающих к трассам, потребуются дорогостоящие сооружения противоаварийной защиты (15 млрд и 4 млрд).

Риск необходимости оборудования участков подогреваемой контактной сетью для повышения надежности (17 млрд и 5,6 млрд).

Дополнительные работы для обеспечения сейсмической безопасности по повышенному классу удорожат проект ВСМ-2 почти на 90,7 млрд рублей, а проект ВСМ-3 – почти на 25 млрд рублей. Вероятность этого риска – 5%.

Дополнительные средства безопасности в полосе отчуждения вдоль магистрали поднимают цену на 32 млрд и 10 млрд рублей соответственно (вероятность 15%). Увеличение стоимости земляных работ из-за сложности грунта – на 119 млрд и 25 млрд рублей (30%). Колебания цен на материалы из-за высокого спроса в период строительства – 26,6 млрд и 7,6 млрд рублей (10%). Повышение требований к защите от шума ведет к удорожанию на 2,18 млрд и 566 млн рублей (30%). Наконец, риск необходимости создания сплошного подрельсового основания на некоторых участках магистрали в случае с ВСМ-2 может возникнуть с вероятностью 25% и поднимет проект в цене почти на 7 млрд рублей (проект ВСМ-3 такого риска не предусматривает).

По оценке PwC, капитальные затраты на ВСМ-2 с учетом проектных и строительных работ составляют около 1,26 трлн рублей в ценах 2010 года без НДС и затрат на выкуп земли (протяженность магистрали — 1595 км). Протяженность линии Казань – Самара – ВСМ-3 — 518 км. Проектные и строительные работы оцениваются в 355 млрд рублей.

Но оба проекта находятся на предварительной стадии проработки, и эксперты указывают на риски, которые могут повлиять на стоимость строительства.

В итоге в случае самого негативного развития событий — сочетания всех указанных рисков — проект магистрали до Екатеринбурга ждет удорожание на 816 млрд рублей – на 65% от стартовой оценки; линия Казань – Самара вырастет в цене на 192,8 млрд рублей, 54%.

В PwC отказались комментировать исследование, ссылаясь на конфиденциальность выполнения контрактов с заказчиками. Представитель «Скоростных магистралей» от комментариев отказался, пояснив, что вопросы ВСМ относятся к компетенциям РЖД. Получить оперативный комментарий монополии по письменному запросу не удалось.

Оценка PwC предусматривает и возможности снижения затрат на строительство. Например, можно строить одноколейный путь с разъездными участками через каждые 100 км или использовать участки существующей железной дороги для части маршрута ВСМ. Но оба этих варианта рассматриваются как нецелесообразные — потенциал линий будет ограничен, потребуется полное закрытие существующего железнодорожного сообщения на время строительства ВСМ.

Значительное сокращение затрат на строительство возможно за счет более дешевой рабочей силы и дешевых материалов в регионах возведения ВСМ.

Экономия по ВСМ-2 в случае возникновения такой возможности составит почти 281 млрд рублей, по ВСМ-3 – 76 млрд рублей. Еще 202 млрд и 55 млрд рублей соответственно сэкономят на проектах, если на стройку удастся привлечь рабочих-мигрантов из стран с более дешевой рабочей силой.

Конечная оценка PwC по проектам основывается на усредненных рисках и возможностях экономии.

Средняя стоимость строительства ВСМ-2 заявлена на уровне 1,324 трлн рублей. Цена 1 км линии – 20,7 млн евро. Это наиболее вероятный вариант, говорится в анализе.

При пессимистичном сценарии, когда что-либо из рисков выйдет за расчетные пределы или не будут реализованы возможности экономии, строительство подорожает до 1,441 трлн рублей, а 1 км – до 22,6 млн евро.

Средняя стоимость магистрали Казань – Самара дешевле из-за отсутствия большого количества туннелей. Стоимость 1 км линии с учетом возможных рисков и экономии варьируется от 16,4 до 19,9 млн евро. Общие капитальные затраты оцениваются на уровне 419 млрд рублей в наиболее вероятном варианте и более 460 млрд рублей при негативном сценарии.

Создание вокзалов, станций, депо и закупка подвижного состава для магистралей должны финансироваться частными инвесторами как отдельные коммерческие проекты. По линии ВСМ-2 наиболее вероятным объемом инвестиции заявлены почти 197 млрд рублей, для ВСМ-3 нужны примерно 43 млрд рублей.

ВСМ-2 и ВСМ-3 предлагаются к реализации через государственно-частное партнерство. Но концессионные выплаты в течение срока эксплуатации дорог пока не рассчитаны и будут зависеть от схемы реализации проектов. В случае с ВСМ-1 (Москва – Петербург) выбран вариант, где государство финансирует 70% работ, частный инвестор – 30%. Цена реализации проекта ВСМ-1 – около 1,385 трлн рублей (на стадии строительства: 795 млрд рублей из бюджета и около 330 млрд рублей частных инвестиций; плюс частный инвестор получает от государства деньги в течение всего жизненного цикла проекта – 260,2 млрд рублей с 2018-го по 2027 год).

Суммируя оценку PwC, стоимость строительства инфраструктуры под обе восточные магистрали, в которое закладывается государственное финансирование, можно оценить минимум в 1,7 трлн рублей в ценах 2010 года без НДС, выкупа земли и учета финансовых отношений между государством и концессионером.

Стоимость строительства всей сети высокоскоростного движения – ВСМ-1, ВСМ-2 и ВСМ-3 – начинается с 2,7 трлн рублей.

Выручка по восточным магистралям рассчитывается с учетом построения сети из трех проектов ВСМ. С учетом общеэкономического эффекта от запуска высокоскоростного движения PwC оценивает доходы проектов ВСМ-2 и ВСМ-3 (по статье чистая выручка и эффекты) в 4 трлн рублей.

Но непосредственно «размеры операционной прибыли от пассажирских перевозок и связанных услуг, скорее всего, будут недостаточными для сколь-нибудь значимого вклада в покрытие затрат, связанных со строительством и привлечением финансирования», говорится в анализе аудиторов со ссылкой на мировой опыт. В крупных инфраструктурных проектах, где выручка не позволяет покрыть капитальные и операционные затраты, отрицательная бюджетная эффективность проекта является характерной, уточняется в документе.

В качестве примера приводится британская магистраль HS1, которая обошлась бюджету в 5,2 млрд фунтов стерлингов и в ходе приватизации была продана частному инвестору за 2,1 млрд фунтов стерлингов.

«Тем не менее реализация проекта вызвала значительные социальные и экономические эффекты, оправдавшие государственные инвестиции», — утверждается в документе. На социально-экономические эффекты рассчитывают и в РЖД. Предварительный анализ предполагает выгоды от снижения загруженности транспорта, повышения транспортной безопасности, сокращения загрязнения воздуха, снижения шума, а также выгоды от увеличения занятости в строительстве.

15 июня президент РЖД Владимир Якунин сообщил, что работа над актуализированной схемой высокоскоростного движения с учетом предложений Владимира Путина по итогам отраслевого совещания 26 апреля практически завершена. Проект будет передан в правительство до конца июня, добавил Якунин.

Новости и материалы
Уровень воды в реке Ишим достиг критериев опасного явления
Москвичам рассказали о погоде на 20 апреля
В Эквадоре объявили чрезвычайную ситуацию национального масштаба
В холодное время года россияне чаще настроены на брак, в теплое — на флирт
Стало известно, чем рублю поможет сохранение ключевой ставки на прежнем уровне
Российские морпехи уничтожили наблюдательный пункт ВСУ
В конгрессе США высказались насчет претензий Украины на Крым
Онколог рассказал об инновационном методе, который может выявить рак на ранних стадии
Следствие просит суд продлить арест Блиновской
Над Рязанской областью подавили беспилотники
В России вновь вырос спрос на майские путешествия
В Смоленской области после атаки БПЛА загорелся объект ТЭК
В Британии заявили, что элитная бригада ВСУ находится в шаге от окружения
США тайно разместили ракеты против ядерных объектов Ирана
Регионам с затоплениями угрожает вирус малярии
Ураганный ветер может оставить без света несколько регионов на Кавказе
Пророссийское подполье рассказало о пытках украинских спецслужб
Ученые превратили очистки граната в антимикробный препарат
Все новости