Пенсионный советник

Роялти в обмен на выхлоп

В Москве противники европейской системы торговли квотами для авиации выработают ответные меры

Алина Черноиванова 14.02.2012, 16:49
Противники европейской системы торговли квотами для авиации обсудят ответные меры Reuters
Противники европейской системы торговли квотами для авиации обсудят ответные меры

Десятки стран — противники европейской системы торговли квотами для авиации — встречаются в Москве, чтобы сформулировать общий ответ Евросоюзу. Если ЕС не пойдет на уступки, начнется торговая война, опасаются в отрасли. Намеки на пересмотр соглашений по транссибирским перелетам с Россией уже звучат, признают в Еврокомиссии.

Россия инициировала переговоры с авиационными властями стран, не входящих в Евросоюз, для выработки решения по проблеме европейской системы торговли квотами. «Встреча состоится в Москве 21—22 февраля», — сообщили «Газете.Ru» в Министерстве транспорта. В ведомстве не смогли уточнить, представители каких стран подтвердили участие в консультациях.

Евросоюз включил авиаперевозки в национальную систему торговли квотами на выброс парниковых газов (ETS) с 1 января 2012 года. Пока между компаниями, летающими в Европу, 85% квот распределяются бесплатно, остальные 15% квот необходимо покупать на европейской бирже квот. Расчет идет от показателей объема выбросов углекислого газа авиацией в европейском небе в 2010 году. До 2020 года объем бесплатных квот будет сокращен до 82%. Так Евросоюз стимулирует авиаперевозчиков к сокращению выбросов парниковых газов.

Дополнительные расходы в таком случае будут нести пассажиры, но в Еврокомиссии считают, что они незначительны (например, билет Москва — Франкфурт подорожает на 1,15 евро).

Для обсуждения ответных мер в Москву приглашены члены Международной организации гражданской авиации (ICAО), подписавшие Делийскую декларацию.

Документ, выражающий протест против включения международной авиации в европейскую систему торговли квотами на выброс СО2, подписан осенью 2011 года 26 странами Северной Америки, Азии, Африки и Ближнего Востока.

Свое участие в московской встрече уже подтвердили представители авиационных властей Индии (в Европу летают три индийских авиаперевозчика — Air India, Kingfisher Airlines и Jet Airways). В посольстве США в России «Газете.Ru» сообщили, что на встречу прибудет и американская делегация.

По данным главы Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) Тони Тайлера, против европейской системы торговли квотами открыто выступили «минимум 43 страны». «Они встретятся в Москве, чтобы спланировать свои дальнейшие шаги», — сообщил Тайлер на открытии авиасалона в Сингарупе.

Глава IATA напомнил, что в 2010 году ICAO обязалась разработать глобальную систему торговли квотами к третьему кварталу 2013 года и односторонние действия Евросоюза, по мнению Тайлера, могут обернуться крайне негативными последствиями. «С той или иной формой ответных действий могут столкнуться европейские авиаперевозчики, — предупредил Тайлер. — А некоторым неевропейским авиакомпаниям, возможно, придется выбирать, соблюдать законы своей страны или Европы».

Правительство Китая уже официально запретило авиакомпаниями покупать квоты на европейской бирже.

Управление гражданской авиации КНР 6 февраля опубликовало указ, который запрещает китайским авиаперевозчикам вступать в европейскую систему торговли квотами на эмиссию парниковых газов «без разрешения соответствующих органов правительства», а также запрещает повышать стоимость авиабилетов и тарифы.

Представители российских властей говорили, что Минтранс разрабатывает законопроект, предусматривающий запрет для авиакомпаний приобретать квоты (сейчас в ЕС летают 17 российских компаний). В конце января делегация Минтранса обсудила с Еврокомиссией возможные пути выхода из конфликтной ситуации. Тогда российская делегация выступила с предложением наложить мораторий на действие «климатической» директивы ЕС в отношении гражданской авиации до принятия соответствующих решений ICAO.

«Если Индия, Россия и Китай договорятся взимать плату за международные полеты с европейских перевозчиков или ограничат их полеты в своем воздушном пространстве по причине вредных выбросов, это окажет разрушительное воздействие на европейскую отрасль авиаперевозок», — предположил накануне встречи в Москве информированный источник агентства Press Trust of India.

«Намеки на пересмотр достигнутых договоренностей по транссибирским перелетам звучат», — признает источник «Газеты.Ru» в Еврокомиссии.

По его словам, для ЕС это «особенно удивительно, учитывая, что накануне вступления России в ВТО российские власти были хорошо осведомлены о введении европейской системы торговли квотами для авиации». С 1 января 2012 года плата за транссибирские перелеты по новым маршрутам отменена, напоминает источник «Газеты.Ru», а до 1 января 2014 года Россия обязалась полностью отменить плату (так называемое роялти) за уже существующие транссибирские маршруты.

Соглашение предусматривает право России претендовать на «другие компенсационные выплаты», но в ЕС надеются, что Россия этим правом не воспользуется.

Некоторые европейские перевозчики уже поднимают цены на билеты, закладывая в них покупку квот. Российские авиакомпании с изменением ценовой политики не торопятся. Представитель одной из авиакомпаний говорит: «ждем политического решения». «Запретят покупать квоты — значит, будем летать и платить штрафы», — пояснил он.

Планируется, что авиакомпании должны будут выкупить квоты за 2012 год в апреле 2013-го. «Все, что происходит до тех пор, это сугубо политика», — говорит источник в Еврокомиссии, комментируя запрет на покупку квот от китайских властей и возможный аналогичный запрет от России и США.

О встрече в Москве в Еврокомиссии знают, но представители ЕС на нее не приглашены.