Facebook сдал на IPO

Facebook подал документы на IPO



Facebook подал документы на IPO

Facebook подал документы на IPO

Reuters
Социальная сеть Facebook подала документы на проведение IPO, которое обещает стать крупнейшим, обогнав по объемам даже размещение Google. Капитализация компании может достигнуть $100 млрд. Средства от IPO помогут Facebook создать новые сервисы и услуги и обезопасить себя от конкурентов, считают эксперты.

Социальная сеть Facebook подала документы на первичное размещение акций в Комиссию по ценным бумагам и биржам США. Компания намерена привлечь $5 млрд в ходе IPO, которое может пройти в мае 2012 года. В зависимости от спроса компания может быть оценена в диапазоне от $75 млрд до $100 млрд, пишет The Los Angeles Times.

Организатором IPO социальная сеть выбрала банк Morgan Stanley. В подготовке к размещению примут участие JPMorgan, Goldman Sachs, а также Merrill Lynch, Barclay's Capital, Allen & Company. Компания пока не выбрала биржу для размещения, но вне зависимости от площадки ценные бумаги будут торговаться под тикером FB.

Facebook ранее никогда не раскрывала планов по выходу на биржу и своих финансовых показателей. В документах, поданных в среду в комиссию, говорится, что, по состоянию на 31 декабря 2011 года, количество активных пользователей соцсети насчитывает 845 млн человек в месяц, что на 39% больше, чем годом ранее. Количество активных пользователей, которые заходят на сайт ежедневно, выросло с 2010 года на 48% — до 483 млн.

Выручка компании в 2011 году составила $3,7 млрд — показатель на 88% выше, чем в 2010 году. Прибыль за год выросла на 65% — с $606 млн до $1 млрд.

На рекламный бизнес Facebook приходится 83% доходов. Еще 12% компания аккумулирует за счет производителя игр для социальных сетей Zynga, в которые пользователи играют на сайте Facebook. Остальная часть доходов генерируется за счет продаж других игр и цифровых товаров, в том числе книг и кино. Число сотрудников Facebook составляет 3200 человек, в 2010 году их количество приближалось к 2200 человек.

В письме потенциальным акционерам основатель соцсети Марк Цукерберг отмечает, что планирует и дальше концентрироваться на разработке новых продуктов, а не на росте продаж.

«Мы создаем услуги не для того, чтобы заработать денег, мы зарабатываем деньги, чтобы сделать наши услуги лучше, — заявил Цукерберг. — Думаю, сейчас все больше людей хотят использовать сервисы тех компаний, которые верят в нечто большее, чем просто максимизация прибыли».

Размещение станет крупнейшим среди интернет-компаний, Facebook обгонит даже корпорацию Google, которая в 2004 году в ходе IPO привлекла $1,9 млрд при оценке компании в $23 млрд. А капитализация компании в $100 млрд поставит Facebook рядом с сетью ресторанов быстрого питания McDonald's ($101 млрд), превысит оценку Boeing ($55 млрд), хотя ее все равно не хватит, чтобы обогнать корпорацию Apple ($426 млрд) и Google ($189 млрд), пишет AFP.

Цукерберг — крупнейший акционер Facebook, он владеет 28,4% компании и 57% голосующих акций, пишет The Wall Street Journal. Стоимость его акций может составлять около $28 млрд, что обеспечит ему девятую строчку в рейтинге самых богатых американцев Forbes, отмечает The Los Angeles Times.

«Компания оказалась прибыльнее, чем мы ожидали», — цитирует AFP представителя Renaissance Capital Кэтлин Смит. «Это показывает, что социальные медиа и соцсети не только увлечение, но и выгода», — добавляет аналитик Gartner Майкл Гартенберг. Тем не менее показатель выручки оказался несколько ниже ожиданий аналитиков, которые оценивали ее примерно в $4,27 млрд, отмечает AFP.

По мнению Гартенберга, выход компании на биржу не сильно отразится на многомиллионной аудитории Facebook. Но дополнительные средства дадут социальной сети возможность предлагать им больше услуг. Это также усложнит другим компаниям конкуренцию с Facebook.

В 2011 году на биржу вышло несколько интернет-компаний, все — очень успешно. Разработчик игр для социальных сетей Zynga привлекла $1 млрд , сеть профессиональных знакомств Linkedin — $352,8 млн, продавец скидок Groupon — $700 млн. Но экспертов интерес инвесторов к интернет-компаниям настораживал: они вспоминали о «кризисе доткомов». И небезосновательно. После успешных размещений бумаги компаний просели в цене: так, акции Groupon, максимальный показатель которых в день IPO достигал $31,14 за акцию, менее чем за месяц опустились до $16,96.

Размещение Facebook должно стать показательным для сектора компаний, связанный с интернетом, говорит аналитик «Альфа-банка» Юлий Матевоссов:

«Если размещение пройдет очень хорошо, это подогреет интерес и к другим интернет-проектам. Если же IPO окажется провальным, то мы увидим негатив и в отношении других интернет-активов». Но второй сценарий маловероятен,

считает он. Аналитик «Открытия» Александр Венгранович считает, что книга заявок на IPO будет переподписана, что может отразиться и на цене размещения ценных бумаг. На самом IPO цена будет резко расти, когда же спрс насытится – то стоимость бумаг пойдет вниз, говорит эксперт. «На текущем уровне Facebook стоит дорого,

вопрос заключается в том, сможет ли компания удержать темпы роста. Если она их сохранит, то через пару лет текущая стоимость будет считаться низкой»,

— полагает он. IPO может повлиять на политику компании, которая может стать осторожнее в своих нововведениях – на стоимости акций будет отражаться любое событие, добавляет эксперт.

Инвестиционному фонду Алишера Усманова и Юрия Мильнера DST Global принадлежит 5,5% акций Facebook. Российская Mail.ru Group, владеющая 2,3% акций Facebook, может реализовать свой пакет в ходе IPO социальной сети, чтобы привлечь средства для увеличения своей доли в социальной сети «ВКонтакте».