Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Безопасность вместо прибыли

Правительство вводит обязательную страховку пассажиров на транспорте

Анастасия Матвеева 23.08.2011, 18:26
ИТАР-ТАСС

Прибыль вторична для транспортной отрасли, объявил вице-премьер Сергей Иванов, представляя пакет законопроектов, меняющих механизм регулирования отрасли. Штрафы для перевозчиков увеличиваются в 20 раз, вводятся страховка для экскурсионных маршрутов и ответственность судовладельцев за ущерб природе и жизни людей.

Безопасность на транспорте требует кардинальных мер, заявил во вторник вице-премьер Сергей Иванов на заседании правительственной комиссии по транспорту и связи.

«На транспорте безопасность всегда первична, — подчеркнул вице-премьер. — А все остальное, включая прибыль, вторично».

Профильные ведомства готовили к совещанию предложения по реорганизации системы госрегулирования отрасли после серии авиакатастроф и крушения теплохода «Булгария» в прошлом месяце.

По данным аппарата Иванова, число авиапроисшествий в России с гражданскими лайнерами с начала 2011 года выросло на 53%. По состоянию на 11 августа — до 26, в том числе произошло 13 катастроф, в которых погиб 81 человек.

«Первой и основной на данном этапе мерой должно стать увеличение штрафных санкций. Нет денег на штрафы или страховку — иди в тюрьму», — объявил вице-премьер.

Правительство увеличивает штрафы за перевозку грузов и пассажиров без лицензий. Для юридических лиц — до 500 тысяч рублей, а для физических – до 100 тысяч рублей. Сейчас штраф для физических лиц составляет 2–2,5 тысячи рублей. Для компаний — 40–50 тысяч рублей.

Ространснадзор ожидает, что законопроект о штрафах будет внесен в правительство до сентября, сообщил руководитель ведомства Александр Касьянов.

Повышение штрафов — одна из комплекса мер, прописанных в правительственных поправках в Административный, Воздушный и Водный кодексы (изменятся нормы надзора за речными судами и портами), а также в законе о материальной ответственности перевозчиков в случае катастроф, который был принят Госдумой в первом чтении, но с тех пор лежит без движения.

Осенью Госдума должна рассмотреть вопрос и об обязательном страховании ответственности при перевозке любыми видами транспорта, отметил Иванов, а Министерство транспорта должно подготовить ряд законопроектов о внесении изменений в кодекс внутреннего водного транспорта России.

Законопроекты предполагают обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам, перевозимым по пригородным и внутригородским экскурсионно-прогулочным маршрутам и на переправах, введения ответственности судовладельцев за ущерб от загрязнения нефтью или другими веществами и за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу, создания администраций речных бассейнов и института капитана речного бассейна — заместителя руководителя администрации по безопасности.

Практика обязательного страхования в отрасли водных перевозок действует давно, объясняет гендиректор компании «Независимые страховые консультанты» Сергей Катаргин, но водный транспорт не был включен в страхование ответственности.

Представитель судоходной компании «Турфлот» рассказал, что сейчас обязательно нужно страховать транспортное средство и жизни людей, но «ответственность компаний не застрахована – то есть перевозчик не отвечает перед пассажиром».

Новые обязательные платежи бизнес воспримет «не очень хорошо» — если компания несет затраты, они будут включены в стоимость продукта, говорит директор по маркетингу Infoflot Андрей Михайловский. По оценке представителя «Турфлота», цена на турпакет вырастет незначительно.

Операторы автобусных маршрутов недовольны. «Нельзя сравнивать автобусный бизнес с железными дорогами и авиаперевозками, — уверен представитель «Русских автобусных линий». — Железнодорожники получают дотации государства. Клиенты авиакомпаний — это другой контингент. Но в России работают несколько десятков тысяч автобусных компаний, клиенты которых — малообеспеченные граждане. Эти законопроекты могут привести к ливидации мелких компаний, что негативно скажется на отрасли в целом и может привести к социальнной напряженности».

Реформа в авиационной отрасли тоже будет масштабной. Ранее Иванов предлагал запретить авиаперевозчикам с небольшим парком самолетов осуществлять регулярные пассажирские рейсы. 9 августа он заявлял, что «на рынке пассажирских перевозок не должны работать компании, у которых «меньше 2–4–6 самолетов», называя такие компании «живопырками».

Росавиация уже подготовила предложения, которые будут способствовать решению проблем безопасности авиаперевозок.

С 1 января 2012 года на магистральные пассажирские авиаперевозки планируется допускать только те авиакомпании, парк которых имеет 10 однотипных самолетов, а с января 2013 года – 20 однотипных самолетов. Этот критерий не будет распространяться на чартерные и местные направления.

«Прошу быстрее эти предложения оформить, — сказал Иванов. — Поскольку ждать и смотреть, как падают самолеты так называемых авиакомпаний, невозможно».

Нововведение необходимо для того, чтобы на рынке регулярных авиаперевозок остались только надежные компании, а не те, что допускали аварии или финансово нестабильны, как, например, громко обанкротившаяся недавно фирма «Континент», пояснил «Газете.Ru» представитель Росавиации.

Новым требованиям будут отвечать около 15 авиакомпаний, считают в Росавиации.

Сейчас в «Перечне эксплуатантов, выполняющих основной объем пассажирских перевозок», составленном Росавиацией, числятся 35 авиакомпаний.

Источник в «Аэрофлоте» говорит, что перевозчик поддерживает предложение Иванова об избавлении от «живопырок».

Представитель авиакомпании SkyExpress Виталий Коренюгин скептичен: «50% перевозок обеспечивает первая пятерка авиакомпаний. Но остальные 50% приходятся на других авиаперевозчиков, в том числе мелких». По его словам, «если закроют сотню мелких авиакомпаний», то сократится пассажиропоток, потому что у имеющих требующееся количество самолетов авиакомпаний не хватит возможности перевозить 50 млн пассажиров.

«Дефицит емкости на рынке будет способствовать росту цен на авиабилеты, пассажиры будут выбирать наземный транспорт», — прогнозирует он.