Пенсионный советник

Приватизация в другом измерении

Приватизация в рамках стратегии-2020

Екатерина Геращенко 18.08.2011, 15:42
2020strategy.ru

Рабочий вариант «Стратегии-2020» обещает радикальную приватизацию в «новом измерении» — полный выход государства из крупнейших компаний, разделение и продажу акций госкорпораций, а также запрет на скупку госактивов на деньги ВЭБа, ВТБ и Сбербанка. Сценарий радикален, признают правительственные эксперты. Он требует масштабных реформ, и быстрая реализация невозможна.

Экспертная группа по управлению государственной собственностью, работающая над правительственной «Стратегией-2020», подготовила два сценария приватизации государственного имущества. Оба варианта — умеренный и радикальный — вошли в рабочую версию документа.

Предложения описаны в докладе «Новое измерение приватизации». Название соответствует изменившемуся за 20 лет отношению к этому процессу, утверждают его авторы. Его больше не оценивают как способ немедленного пополнения государственного бюджета — это долгосрочная работа.

Подходы к приватизации усложняются, отмечают авторы. Масштабы и качество большинства государственных активов не позволяют провести ускоренную, массовую приватизацию.

«Излишняя радикализация подходов уравнивает ожидаемые выгоды и потери. Процесс разгосударствления необходимо осуществлять на основе принципа «управляемой равномерности приватизации», который требует комплекса подготовительных мер и его этапизацию», — написано в докладе.

Авторы осторожно описывают достоинства разгосударствления. С одной стороны, эффект от приватизации будет, если состоится модернизация сектора, которая невозможна при доминировании государства. С другой, подчеркивается, что для эффективности предприятий важна не форма собственности, а уровень развития конкуренции и рынка.

«Приватизация крупных компаний с госучастием важнее, чем формальное сокращение субъектного состава госсектора в целом. Необходимо избавление от неликвидов, а также модернизация сложившейся системы управления государственной собственностью с учетом понимания, что ее ресурсы повышения качества управления, по всей видимости, исчерпаны», — отмечают эксперты.

Общими для обоих сценариев принципами управления госсобственностью должны стать ограничение разрастания госсектора в экономике, увеличение глубины приватизации крупных компаний и замещение прямого контроля отраслевым регулированием.

По словам руководителя группы, подготовившей доклад, заместителя генерального директора Межведомственного аналитического центра Юрия Симачева, государственная политика ориентирована на радикальный сценарий. «Но он должен быть реализован в достаточной временной перспективе», — отметил он.

Названный в докладе радикальным сценарий предполагает приватизацию в два этапа. На первом, который длится с 2012-го по 2015 год, идет «подготовка площадки» для следующего этапа: принимается минимум радикальных решений, происходит чистка неликвидных активов, продажа миноритарных пакетов акций в компаниях с госучастием.

На втором этапе, с 2016-го по 2020 год, приватизация углубляется: государство или полностью выходит из капитала крупнейших компаний, или до уровня блокпакета.

Происходит «реструктуризация активов крупных компаний, выделение и приватизация субхолдингов из конгломератных интегрированных структур. По этой схеме уже идет реструктуризация активов «Ростехнологий», на примере субхолдинга «Вертолеты России».

Госкорпорации преобразуются в ОАО, часть акций которых приватизируется.

В итоге значительная доля средних и крупных компаний с госучастием приватизируется до уровня блокпакета. Доходы от продажи госактивов, по расчетам экономистов, составят от 0,5% до 1% ВВП в год.

Существует риск: приватизация может привести к разрастанию квазигосударственного сектора экономики, указывают эксперты. Активы могут скупать компании с долей государства в капитале или частные собственники, но на деньги государственных банков.

Чтобы избежать этого, эксперты предлагают ограничить право компаний с госучастием на приобретение приватизируемых активов и запретить использование для этого денег госбанков.

«Радикальность сценария в масштабе сокращения государственного участия в экономике. Он не подразумевает приватизацию в короткий срок», — подчеркивает Симачев.

Умеренный сценарий предполагает решение задач только первого этапа в срок до 2020 года.

Правительство готово к масштабной распродаже. Деньги требуются на покрытие дефицита бюджета. По расчетам авторов «Стратегии-2020», общий дефицит федерального бюджета в 2015 году может достичь максимума на уровне 1,7% ВВП и к 2020 году сократится до 0,8% ВВП. «От трети до половины данного дефицита покрывается за счет доходов от приватизации», — пишут правительственные эксперты.

В конце июля Минфин объявил о подготовке расширенной программы приватизации, в которую войдут крупнейшие госкомпании. Общая выручка от приватизации по новой схеме составит до $75 млрд за 5 лет.

«Это финансовый сектор, нефтяной, телеком, транспорт. Будем искать каждую копейку и рубль инвестиций более тщательно, чем раньше», — описал процесс вице-премьер Алексей Кудрин, не уточнив названия выставленных на продажу компаний.

По словам Симачева, основное препятствие для реализации радикального сценария – темпы улучшения инвестиционного климата. «Если они недостаточно высокие, иностранные инвесторы не придут. А «презумпция полезности» участия иностранных инвесторов в списке основных принципов политики по управлению госсобственностью до 2020 года», — констатирует Симачев. На втором и третьем месте формирование конкурентной среды и понимание того, как решать проблемы отрасли, которые до приватизации решало государство, добавил соавтор доклада.

«Приватизация по любому из сценариев должна быть взвешенной», — согласен эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Владимир Сальников. По его словам, должен быть сформирован перечень секторов, в которых участие государства неизбежно. «Это отрасли, которые способствуют решению военных и политических задач и поддерживающие социальную стабильность», — поясняет он.

Инвесторы пока недовольны темпом изменения инвестклимата. «До сих пор не хватает стабильности судебной и политической систем. Это вопрос не ужесточения прав (они зафиксированы), а их воплощения», — подчеркивает управляющий партнер Asset Сapital Рartners Владимир Матиас.

С точки зрения макроэкономики инвестклимат в России лучше, чем в США и Европе, замечает Павел Теплухин, независимый директор ВТБ. «Но с политической точки зрения предвыборный год сложен. Это время не оптимально для приватизации. «Окно» откроется не ранее сентября 2012 года и будет коротким. Для приватизационной программы большого масштаба два-три года — это немного», — предупреждает он.