Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Инвесторов сажают в электрички

РЖД и правительство Москвы продадут акции Центральной пригородной пассажирской компании

Рустем Фаляхов 06.06.2011, 20:10
РИА «Новости»

РЖД и правительство Москвы продают акции ЦППК — оператора подмосковных электричек. В период избирательного цикла тарифы будут расти минимально, а в правительственных дотациях отрасли отказали, говорят эксперты и прогнозируют, что найти покупателей будет сложно.

Совет директоров «Российских железных дорог» предварительно одобрил продажу 25% минус 3 акции «Центральной пригородной пассажирской компании» (ЦППК), сказали «Газете.Ru» в РЖД. «Цель продажи – привлечение частного капитала в реформирование Московского железнодорожного узла. Акции будут продаваться на свободных торгах с неограниченным количеством участников», — пояснили в РЖД.

Еще 25% перевозчика выставит на приватизацию московское правительство, знает источник в отрасли.

«Проект решения существует. Предложение о приватизации подготовили в департаменте имущества мэрии», — говорит он.

Если сделка состоится, то 25% акций плюс 1 акция ЦППК останутся в собственности правительства Московской области, еще 25% — в собственности РЖД. «Блокпакет необходим для контроля за пригородными перевозками», — пояснили в РЖД. В областном министерстве имущественных отношений отказались от комментариев.

«Центральная пригородная пассажирская компания» была создана в январе 2006 года. Она выступает крупнейшим перевозчиком пассажиров среди пригородных компаний России. Доля ЦППК в подмосковных перевозках составляет 80%. Компания перевозит пассажиров по Курскому, Казанскому, Ярославскому, Савеловскому, Белорусскому и Рижскому направлениям.

С этого года РЖД передает пассажирские перевозки в новую организационно-правовую структуру – пригородные пассажирские компании, созданные РЖД совместно с региональными властями. Уже создано 21 ППК, к концу 2011 года будет 26 таких компаний. Цель реформы — выведение пригородных пассажирских перевозок на прибыльный уровень и выделение этой деятельности в самостоятельный бизнес.

В 2011 году на покрытие убытков по пригородным перевозкам из федерального бюджета было выделено 25 млрд рублей. Еще 11 млрд, как предполагается, выделят регионы.

Но на 2012–2013 годы правительство приняло решение не дотировать отрасль, следует из правительственных материалов.

За последние три года правительство выделило на реформирование транспортной отрасли 330 млрд рублей. Об этом 3 июня на Международном железнодорожном форуме в Сочи сообщал премьер Владимир Путин. Теперь власти ориентируются на формат государственно-частного партнерства (ГЧП). Но бизнесу не рекомендуют закладывать инвестиционную составляющую в тарифы на пассажирские перевозки. Тарифы будут индексироваться только на размер инфляции – не более 5–7%.

«Мы понимаем, что отрасли нужны ресурсы для развития, для ремонта, для поддержания существующей среды, для приобретения новой техники, но и чрезмерно задирать тарифы — тоже очень опасная вещь для экономики в целом, для других отраслей», — обозначил свою позицию Путин.

Эксперты считают, что найти покупателя на социально нагруженную ЦППК будет сложно. В ближайшие два года, пока не завершится избирательный цикл, тарифы на пассажирские перевозки будут расти минимально, а в правительственных дотациях отрасли отказали.

«Деньги на поддержку транспорта в бюджете кончились, теперь власти сильно попросят купить убыточный актив кого-то из представителей крупного бизнеса. И не обязательного имеющего профильные активы, связанные с перевозками», — прогнозирует партнер, руководитель департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев.

Он не исключает, что покупателем может стать компания «Аэроэкспресс» Искандара Махмудова, Андрея Бокарева и Максима Ликсутова, «при условии что власти обеспечат кредит в одном из госбанков». «Аэроэкспресс» считается компанией, успешно реализующей схему ГЧП (50% принадлежит государственной РЖД, 50% — частному бизнесу). За прошлый год компания перевезла более 11 млн пассажиров в московские аэропорты — на 40% больше, чем в 2009 году.

В «Аэроэкспрессе» «Газете.Ru» заявили, что «продажа 50% акций ЦППК – правильное решение властей и перспективная сделка в формате ГЧП». Возможное участие в торгах компания не комментирует.