Пенсионный советник

«То, как поступил Ru-Center, некрасиво и некорректно»

Панов из Hosting Community рассказал «Газете.Ru» о расследовании «доменного скандала»

Игорь Бахарев 01.06.2011, 10:18
pcweek.ru

Аукционы по доменам ».РФ» не будут отменяться, говорит в интервью «Газете.Ru» управляющий партнер группы Hosting Community Александр Панов. Ранее HC выкупила компанию Ru-Center, спровоцировавшую скандал при распределении доменных имен. Разбирательство стало политическим процессом, признает Панов.

— Недавно вы объявили о том, что Hosting Community приобретает Ru-Center. Сделка закрыта?

— Процесс оказался долгим из-за того, что мы не приобретаем организацию под названием АНО «РСИЦ». Её просто невозможно купить, это некоммерческая организация. Ru-Center состоит из трёх компаний.

Это ЗАО «Региональный сетевой информационный центр» (РСИЦ), он оказывает все коммерческие услуги. ООО «НИК Медиа» занимается сервисом паркинга доменов. И АНО «РСИЦ» — создано под реализацию научных и образовательных проектов. Первые две организации мы покупаем. Сделка завершится тогда, когда АНО «РСИЦ» будет ликвидировано и все доменные имена перейдут вместе со всеми клиентами под управление ЗАО.

— Как долго будет длиться передача доменов в ЗАО?

— Проблема в том, что ранее ЗАО у Ru-center не было и адреса регистрировались на АНО. В последнее время Ru-center сам занимался переводом имён в ЗАО. Сейчас там осталось около 200 тысяч сайтов домена .Ru и 40 тысяч сайтов домена «.РФ». После завершения перевода Ru-Center станет нашим подразделением. Предполагаем, что окончательно завершим сделку к концу года.

— Что будет с владельцами сайтов, зарегистрированных в АНО?

— При первой попытке продлить домен такие владельцы столкнутся с выбором: либо переносить его в ЗАО, либо уходить к другому регистратору.

Для клиента почти ничего не изменится, так как всё будет происходить внутри одной системы. Юридически это будет выглядеть как переуступка прав и обязанностей по договору. Мы попытаемся привести все договоры к одной форме.

— Если я владелец имени, регистрировавшегося в АНО. Раз в год я его проплачивал, но летом кончается срок делегирования имени. Что для меня изменится?

— Ничего. Офис Ru-Center на «Соколе» будет продолжать работать. Разве что добавится возможность регистрировать и продлевать имя в любом другом офисе группы.

— Можете ли вы огласить сумму сделки?

— Мы публичная компания, и в нашем годовом финансовом отчете будет вся необходимая информация.

— В ФАС продолжается расследование относительно компании Ru-Center. Начальник управления информационных технологий ФАС Владимир Юрьевич Кудрявцев, комментируя вашу сделку, говорил, что раз юридическое лицо закрытое акционерное общество «Региональный сетевой информационный центр» никуда не исчезает, расследование будет продолжаться. Вы готовы к урегулированию вопросов, оставшихся от старой компании?

— Кудрявцев абсолютно прав. Расследование продолжается, и ФАС разбирается с нашим подразделением.

— И какая у вас позиция в этом расследовании?

— Я считаю, что то, как поступил Ru-Center при старте доменной зоны «.РФ», – это некрасиво и некорректно. Так делать было нельзя. Это разбирательство тянется долго потому, что фактически стало политическим процессом. Потому что если мы считаем домены лишь средством регистрации в сети, то доменное имя, зарегистрированное в любой другой зоне, является 100% заменителем другому такому имени. И имена в зоне «.РФ» ничем от .Ru не отличаются. Если ФАС не обращает внимания на все международные нормы и говорит, что домен «.РФ» мы считаем отдельным рынком, тогда Ru-Center нарушил антимонопольное законодательство по признакам картельного сговора. И должен быть оштрафован. Но в этом случае Координационный центр не может являться просто «координатором», а должен быть регулятором. С точки зрения российского законодательства, например, у нас лицензии выделяет Минсвязи, а за их отсутствие штрафует Роскомнадзор. Это не может быть одна и та же организация. Но сейчас КЦ сам вырабатывает правила и сам всё регулирует. Это дело тянется очень долго на самом высоком уровне.

— Почему в других странах таких проблем нет?

— Международное сообщество с интересом смотрит на то, как у нас решается эта проблема, именно потому, что принципиально грабли во всех странах одинаковые. И всем ещё на них наступать.

— В мире 300 миллионов доменных имён. И нигде не существует понятия «регистратор» как аккредитованный участник рынка. Есть организации, которые просто оказывают данные услуги. Таких организаций сотни тысяч. И все находятся в конкуренции.

— Что делать пользователям, которые недовольны работой КЦ и Ru-Center?

— У любого пользователя есть несколько вариантов. Первый вариант: «Находясь в нездравом уме и нетрезвом рассудке, я заплатил кучу денег за домен. Хочу получить их назад, заберите ваш домен».

Мы можем помочь решить эту проблему и отдадим деньги.

— Второй вариант: «Ru-Center зарегистрировал домен на себя. Я понимаю, что могу в итоге остаться без имени и получить деньги назад, но хочу стать администратором этого домена не через год, а прямо сейчас. Заберите домен и срочно зарегистрируйте на меня». В этом случае мы можем удалить доменное имя и тут же зарегистрировать на этого же человека. В этом случае есть маленький шанс, что кто-то успеет его зарезервировать на себя.

— Много людей уже отказывались от выигранного домена?

— Да, такие люди есть, но эта статистика пока закрыта. Мы объявим о ней в конце года.

— А как быть тем людям, которые проиграли домен на аукционе, если победители не хотят от него отказываться?

— Никак. Значит, они проиграли аукцион. Торги уже прошли, отменять мы их не будем.

— Как вы реагируете на обвинения, что в аукционах принимали участие боты, в том числе и запущенные самим Ru-Center для поднятия цены? Или о том, что компания специально одним из участников аукциона давала делать ставки, а у других начинались задержки?

— Мы проводим технический аудит на предмет наличия или отсутствия таких ботов или технических сбоев. Пока ничего не нашли. Были люди, которые вели себя некорректно. Например, несколько раз срывали торги, надеясь, что конкуренты ко второму, третьему аукциону отвалятся. Купят себе что-нибудь другое или потеряют желание торговаться.

— Что с деньгами, которые будут возвращаться людям, желающим вернуть домен? Как и кто их будет возвращать?

— Их будет возвращать Ru-Center. Наша позиция, как инвесторов, что какие-либо обязательства, которые кто-то брал до нас, – это не наши обязательства. И они прекратились с момента смены собственника компании. В течение срока исковой давности мы должны быть готовы судиться и нести соответствующие расходы. 3 года соответствующий балласт на счетах будет держаться.

— Скандал вокруг Ru-Center повлиял на вашу сделку?

— Нет, мы с ними договаривались ещё до старта домена «.РФ». Скорее это повлияло на специфику сделки.

— Вы входили в комиссию по расследованию ситуации с Ru-Center. У вас не было конфликта интересов?

— Нет, моя позиция не менялась. Основная цель комиссии была в том, чтобы выяснить, была ли аффилированность между компаниями-регистраторами и могла ли она на что-то повлиять. Да, была. Да, могла. Повлияла ли? Пускай решает суд.

— Что будет с гендиректором Ru-Сenter Алексеем Лесниковым?

— В текущей ситуации он занимает должность советника генерального директора. После окончания сделки, скорее всего, он перейдёт на какую-нибудь другую позицию внутри группы компаний. Это связано со спецификой управления нашей организации. Но человека, который возглавлял такую компанию и обладает огромным опытом, мы отпускать не хотим.

— Сейчас часто поднимается вопрос о переходе регистраторов в саморегулирующие организации. Когда эту проблему решали в строительстве, многие мелкие компании закрылись. Вам, как крупной компании, это выгодно?

— Мы когда-то начинали с нуля. И не было ничего. Работали в тех условиях, какие были. Та компания, которая умеет строить бизнес, всегда найдёт себе место на рынке независимо ни от чего. Если кто-то закроется, значит, это слабые компании. Создание СРО имеет две цели: выйти из закона о лицензировании отдельных видов деятельности и защитить интересы участников рынка.

— Кто основной инициатор СРО в ваших отраслях?

— Мы не стремимся к созданию СРО. Но в последнее время на рынке наметились тенденции, когда нас пытаются туда запихнуть. Те силы, которые нас не устраивают. Например, союзы правообладателей. У них интерес: быстро закрыть сайт. И они всякими способами пытаются за наш счет решать свои проблемы, давить на нас. Нам ничего не остаётся, чтоб самим идти в СРО.

— Когда ждать СРО?

— Мы не педалируем этот вопрос. И уйдём туда, только если нам не оставят другого выхода.

— А ваши конкуренты?

— Я разговаривал с генеральным директором регистратора REG.RU Алексеем Королюком, он придерживается схожей позиции.

— Ведутся ли у вас переговоры по присоединению других компаний: хостеров, регистраторов?

— На эту тему можно будет говорить только после завершения текущей сделки и последующей за ней реорганизации компании.

— В последнее время несколько раз поднимался вопрос о возможном урегулировании рынка, исходя из которого, будет рассчитываться доля рынка, выше которой не может подниматься компания. Не боитесь ли вы, что после объединения с Ru-Center у вас могут тут возникнуть проблемы?

— Вопрос поднимать можно. Но о каком рынке будет идти речь? В текущей ситуации хостинг – это один из видов телематических услуг. Будут регулировать его? Пожалуйста. Пусть с этим разбираются МТС, «Билайн» и «Мегафон». Для того, чтобы что-то контролировать и регулировать, нужно классифицировать рынок, в соответствии с международными и российскими правовыми нормами.