Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Бензин как хлеб

Государство намерено ввести госрегулирование цен на бензин

Алексей Топалов 29.04.2011, 18:41
ИТАР-ТАСС

Государство намерено ввести госрегулирование цен на бензин, обязать нефтяников продавать сырье на бирже и модернизировать заводы за счет российского оборудования. В РСПП называют требования необоснованными и угрожают снижением производства бензина.

Российский союз промышленников и предпринимателей раскритиковал проект закона «Об основах госрегулирования добычи, переработки и транспортировки нефти и нефтепродуктов», который Министерство энергетики внесло в правительство.

Законопроект, в частности, предполагает ввести госрегулирование цен на топливо. В случае если на территории региона цены на нефтепродукты вырастут на 30% и более в течение месяца, правительство получит право устанавливать предельные уровни цен на срок до 90 дней. Аналогичные требования предъявляются к торговле социально значимыми продуктами ― хлебом, молоком, крупами и т. д.

«Такая мера носит нерыночный характер, ― говорится в «Замечаниях к проекту» РСПП (копия есть в распоряжении «Газеты.Ru»). ― Кроме того, не уточняется порядок ее практического применения ― например, неясно, кто и каким образом будет устанавливать факт 30-процентного роста цен».

Также РСПП считает необоснованным предлагаемый трехмесячный срок. «Методика определения предельно допустимого уровня цен отсутствует», ― указывает РСПП. В связи с этим союз предлагает статью о госрегулировании из законопроекта исключить.

По словам президента Московской топливной ассоциации Евгения Аркуши, госрегулирование действительно не является лекарством от топливного кризиса. «В начале года были попытки госрегулирования, когда из-за роста цен на топливо в конце 2010 ― начале 2011 годов правительство дало компаниям директиву снизить цены, ― напоминает Аркуша. ― Компании снизили цены, но мировая цена нефти начала быстро расти. Внутренние цены остались зафиксированными, и сложился диспаритет».

В итоге, по словам Аркуши, сформировался дефицит топлива, так как компаниям стало выгоднее отправлять продукцию на экспорт.

«Для решения проблемы высоких цен нужно искать причину и устранять ее, а не вводить госрегулирование, ― советует Аркуша. ― Как мы видим сейчас, последствия его могут быть весьма негативными».

Также проект Минэнерго устанавливает требования к компаниям реализовать не менее 3% нефти и по меньшей мере 15% нефтепродуктов на товарных биржах. РСПП отмечает, что в силу технологических требований к оформлению транспортировки нефти по магистральным трубопроводам торговля на внутреннем рынке происходит в течение нескольких дней в районе 25 числа, предшествующего поставкам месяца. «В остальные дни торговля нефтью осуществляться не будет, что не позволит сделать биржевые котировки на нефть репрезентативными», ― говорится в документе РСПП. ― Практика торгов нефтью на бирже отсутствует».

РСПП настаивает на исключении пункта, касающегося биржевых торгов нефтью.

Источник в биржевых кругах подтверждает: практики биржевой торговли нефтью в России нет, «а все, что делается сейчас, делается впервые, методом проб и ошибок».

Сейчас на бирже продаются только нефтепродукты, и РСПП предлагает снизить обязательный объем продаж до 15% «на время, пока не будут обеспечены нормальные условия функционирования биржевой торговли». «Требуется развитие системы хеджирования, страхования и других обеспечительных инструментов, гарантирующих получение продавцом планируемого результата от продажи, включая механизмы контроля поступления денег от покупателя», ― отмечает Союз промышленников и предпринимателей.

Вице-президент Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржи Тимур Хакимов согласен с позицией РСПП, но, по его словам, механизмы страхования как таковые в биржевых торгах частично уже присутствуют. «На бирже действует система поставочных фьючерсов на дизельное топливо, сейчас планируем вводить аналогичные фьючерсы на бензин, ― рассказал «Газете.Ru» Хакимов. ― Это очень удобный инструмент страхования рисков». По словам Хакимова, компании пока практически не пользуются системой поставочных фьючерсов.

Согласно законопроекту Минэнерго, в случае нарушения нормативов биржевых продаж компания-нарушитель должна будет уменьшить предусмотренные в ее графиках объемы транспортировки нефти и нефтепродуктов на объем, который должен был быть реализован на бирже.

РСПП предлагает, чтобы пункт о санкциях был из закона исключен, так как сокращение объемов, предусмотренных графиками компаний, приведет к снижению производства нефти и нефтепродуктов в России.

В законопроекте, раскритикованном РСПП, прописана глубина переработки нефти и норматив использования на нефтеперерабатывающих заводах отечественного оборудования.

Минэнерго требует, чтобы при добыче и переработке нефти использовалось не менее 40% российского оборудования (в случае добычи на шельфе ― не менее 20%).

НПЗ, по предложению министерства, к 1 января 2015 года должны обеспечить глубину переработки не менее 75%, с 2015-го по 2020 год не менее 85%, а с 2020 года не менее 89%.

РСПП называет требования насчет оборудования необоснованными, так как на рынке может сложиться ситуация, когда российской технике в нужном объеме не окажется.

«В любом случае недопустимо распространение данной нормы на уже спланированные проекты», ― подчеркивает союз, предлагая исключить из законопроекта статью, касающуюся российского оборудования.

Что касается глубины переработки, то РСПП отмечает, что Минэнерго не предлагает адекватных мер, которые позволят нефтяникам провести модернизацию своих предприятий в сжатые сроки без существенных финансовых потерь.

«Преждевременное ужесточение требований может привести к снижению загрузки НПЗ и, как следствие, к уменьшению производства бензинов и росту цен на топливо», ― предупреждает РСПП.

Константин Юминов из Rye, Man & Gor Securities добавляет, что если все НПЗ начнут модернизацию одновременно, то тогда ситуация с топливом в России будет намного хуже сложившейся в настоящее время.

«Компании должны модернизировать свои активы по очереди, не снижая значительно производство», ― говорит аналитик. По словам Юминова, модернизация НПЗ в зависимости от того оборудования, которое на нем уже есть, занимает от месяца до полугода. Эксперт отметил, что компании понесут финансовые потери «не только от затрат на апгрейд производства, но и от простоя, снижения уровня продаж».