Авиация влетела в прибыль

Авиакомпании поднимут цены

Андрей Ковалевский 14.12.2010, 17:23
Reuters

IATA подняла прогноз прибыли международных авиакомпаний на 70%. В 2010 году пассажиры принесут перевозчикам $15 млрд. Спрос на авиаперевозки восстановился, и авиакомпании повышают цены.

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) на 70% увеличила прогноз прибыли авиакомпаний в текущем году до $15 млрд. Спрос на авиаперевозки восстановился, и авиакомпании повышают цены.

Прибыль авиакомпаний за 2010 год подсчитана в последнем докладе IATA. Еще в сентябре IATA прогнозировала прибыль перевозчиков по итогам года в размере $8,9 млрд. «Наши увеличившиеся прогнозы по прибыли в 2010 году основаны на исключительно позитивных показателях третьего квартала, — говорит генеральный директор IATA Джованни Бизиньяни. — Но, несмотря на эти прогнозы, мы по-прежнему ожидаем в следующем году паузу в восстановлении отрасли после резкого скачка, который последовал за спадом».

Согласно прогнозу IATA, в 2011 году прибыль авиакомпаний составит $9,1 млрд (в сентябре IATA прогнозировала $5,3 млрд).

С каждым кварталом прогнозы IATA становятся все более оптимистичными. В 2009 году, который стал худшим в истории мировой индустрии авиаперевозок, убытки авиаперевозчиков составили $9,4 млрд. Еще в марте эксперты IATA прогнозировали убытки авиакомпаний по итогам 2010 года в размере $2,8 млрд. В июне прогноз был пересмотрен: ассоциация ожидала прибыль сектора в размере $2,5 млрд.

Динамичное улучшение состояния отрасли обеспечено ростом спроса, который позволяет авиакомпаниям увеличивать цены на билеты. В основном в премиальном классе. За первые семь месяцев 2010 года стоимость билетов премиум-класса, по данным IATA, выросла на 8%. Сейчас рост прибыли происходит и за счет расширения направлений.

Несмотря на общий рост прибыли, по словам Бизиньяни, «индустрия уязвима и балансирует на лезвии ножа». «Любой удар может затормозить восстановление», — сказал он.

Суммарная выручка авиакомпаний в 2010 году составит $565 млрд, в 2011-м — $598 млрд. Ожидается, что рост цен на топливо и введение новых налогов в Европе негативно скажутся на индустрии в целом.

«Многие аэропорты во всем мире не повышали цены, цены на лизинг самолетов после кризиса еще не дошли до справедливого уровня. В 2011 году будут отыгрывать свои доходы поставщики услуг», — говорит руководитель аналитического отдела «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Объем пассажирских перевозок, по данным IATA, в 2010 году вырос на 8,9%. По словам Бизиньяни, особенно удачным оказался третий квартал.

В России рост авиаперевозок в 2010 году был еще существеннее — около 30%. По итогам 2010 года Росавиация прогнозирует объем перевозки пассажиров российскими авиакомпаниями на уровне более 56 млн человек. По словам главы ведомства Александра Нерадько, возможно, впервые в новейшей истории российской авиации будет преодолен порог в 60 млн человек.

Но эксперты не могут констатировать «серьезного улучшения финансового состояния российских авиакомпаний». Примерно половина из них, по данным Росавиации, находятся на грани банкротства. «Авиакомпаниям удалось хорошо заработать летом и, отчасти, осенью. Но к зиме производители авиатоплива начали увеличивать цены, и сейчас значительная часть прибыли перевозчиков достанется поставщикам авиатоплива, а также госкорпорации по ОрВД и аэропортам»,— замечает Олег Пантелеев.

Главный редактор отраслевого портала Avia.Ru Роман Гусаров не исключает стремительного роста цен на билеты: «Российские авиакомпании попытаются выжать из высокого спроса максимум». По прогнозам IATA, в 2011 году рост мирового пассажирского трафика составит 5,2%. В России рост будет заметнее, уверен Пантелеев: в районе 10%.