Яйца на полмиллиарда долларов

Миноритарии против покупки МТС собственного бренда за $438 млн

Александра Павлинова 07.12.2010, 21:49
РИА «Новости»

Ассоциация по защите прав инвесторов выступила против выкупа компанией МТС собственного бренда у своей материнской структуры — АФК «Система». За «яйцо» МТС готова отдать $438 млн, что составляет четверть годового дохода компании. По мнению защитников прав миноритариев, это многовато.

Ассоциация по защите прав инвесторов (АПИ) направила в компанию МТС письмо, адресованное независимым членам совета директоров МТС Чарлзу Данстону, Стэнли Миллеру, Полу Джеймсу Остлингу с просьбой отказаться от покупки 99,9% доли в уставном капитале ООО «Система телекоммуникаций, информатики и связи» у своего контролирующего акционера — компании АФК «Система». Сумма возможной сделки должна составить $438 млн.

«Система Телеком» зарегистрировала права на товарные знаки АФК «Система» с символами в виде яиц, в том числе товарные знаки МТС, «Комстар-ОТС» и МГТС в 2006 году в рамках ребрендинга телекоммуникационных активов, контролируемых АФК «Система». Сейчас за использование своего логотипа МТС выплачивает «Системе Телеком» роялти в размере 0,16% годовой выручки от операций компании в России, то есть около $15 млн. Совокупный объем платежей роялти МТС в адрес «Системы Телеком» в 2007, 2008 и 2009 финансовых годах составил более $41 миллиона. Другие дочерние компании МТС, включая «Комстар-ОТС» и МГТС, имеют аналогичные договоры об использовании бренда.

МТС считает «критически важной возможность» контролировать такие «ключевые активы», как собственные товарные знаки,

объясняет смысл сделки президент ОАО МТС Михаил Шамолин.

Сделка должна быть завершена до конца года. Совет директоров должен рассмотреть ее условия на предмет соответствия интересам компании. Сумма сделки составит $379,01 млн. Кроме того, МТС возьмет на себя долговые обязательства ООО «Система Телеком» в размере $58,93 млн, включая задолженность в $44,04 млн перед дочерними предприятиями МТС. ООО «Система Телеком» владеет векселями на сумму $65,5 млн, ранее выпущенными МТС, а также дочерней компанией МТС ЗАО «Росико» для финансирования развития сети GSM в 2001 году. (Получается, общая сумма сделки $379,01 млн + $58,93 млн = $437,94 млн - $65,5 млн = $372,44 млн )

«Выкуп у АФК «Система» прав на товарные знаки – выгодная для МТС сделка, — утверждает представитель МТС Ирина Осадчая, — поскольку разовая выплата по нынешней цене устраняет риск переплаты впоследствии из-за ежегодного роста роялти или пересмотра его размера по условиям договора между нынешним владельцем прав на товарный знак АФК «Система» и МТС. Кроме того, срок окупаемости сделки в действительности может быть значительно сокращен, поскольку роялти рассчитывается как процент от оборота компании. Это значит, что по мере роста оборота МТС выплаты роялти будут возрастать. Ежегодный рост выручки МТС исчисляется двузначной цифрой, например за 9 месяцев 2010 года выручка группы МТС выросла на 16% в годовом исчислении».

По мнению АПИ, сумма предлагаемой сделки существенно завышена, так как она, по предварительным расчетам, в 28 раз превышает ежегодные платежи МТС за использование бренда,

само существование которого обусловлено постоянными затратами МТС на его продвижение и рекламу.

АПИ обращает внимание, что сделка выгодна для мажоритарного акционера МТС — АФК «Система», но нанесет ущерб интересам миноритарных акционеров МТС и может способствовать снижению капитализации компании. АПИ рекомендует независимым директорам ОАО МТС рассмотреть альтернативные варианты оценки данного актива.

Это может быть просто снижение суммы сделки. Также миноритарии считают возможным заплатить «Системе» за «Систему Телеком» не деньгами, а акциями МТС, находящимися на балансе у самого сотового оператора. Необходимость покупки «Системы Телеком» вообще может отпасть, если ежегодный платеж МТС «Системе Телеком» заморозить на текущем уровне, что позволит не повышать его в будущем по мере роста доходов МТС.

Заявленная сумма сделки составит почти четверть от годовой прибыли МТС в 2010 году, которая получится в районе $1,6 млрд,

говорит директор аналитического департамента «MDC Капитал» Дмитрий Уголков. Но стоимость мировых брендов составляет сейчас миллиарды долларов. Так что если бы МТС наняла компанию-оценщика бренда, то эта сумма могла бы оказаться намного выше, отмечает аналитик ИК «Финам» Леонид Делицын.