Депутаты-единороссы Валерий Драганов, Ильдар Габдрахманов и Елена Панина придумали, как повысить роль работодателей во взаимодействии с властями и профсоюзами. Они предложили кардинально переработать закон «Об объединении работодателей», принятый в 2002 году.
Первая из предложенных поправок закрепляет добровольное право работодателей на объединение в целях защиты своих законных интересов «в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений».
Причем право на объединение предлагается закрепить «без предварительного разрешения органов государственной власти, органов местного самоуправления». А государство должно будет всячески содействовать созданию объединений, следует из поправки в статью 2 действующего закона..
«Объединение работодателей — форма некоммерческой организации, основанная на добровольном членстве работодателей (юридических и (или) физических лиц), преследующих извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности», — говорится в тексте законопроекта.
Создавать объединения работодатели смогут по территориальному, отраслевому, территориально-отраслевому принципу. Главное условие – первичные подразделения такого союза должны присутствовать в более чем половине регионов. Общероссийское объединение работодателей к тому же должно состоять не менее чем их трех отраслевых или территориальных объединений.
По мнению разработчиков законопроекта, общероссийские объединения работодателей и даже общероссийские отраслевые объединения работодателей будут представлять интересы значительного количества россиян, а потому могут использовать в своих названиях наименования «Россия», «Российская Федерация» и образованные на их основе словосочетания без специального разрешения Минюста.
Отстаивать свои права работодатели смогут тремя способами. Во-первых,
они получат право «разрабатывать и утверждать требования к профессиям и квалификациям работников, в том числе иностранных работников» (за исключением профессий, занятых на госслужбе). Во-вторых, объединение работодателей получит право законодательной инициативы, право экспертизы действующих законов.
Сейчас для взаимодействия бизнеса с правительством действует Координационный совет объединения работодателей. Ключевую роль в нем играет Российский союз промышленников и предпринимателей. Ранее глава РСПП Александр Шохин не раз публично жаловался на то, что представителей бизнеса хотя и приглашают на заседания правительства для обсуждения законопроектов, но, как правило, дают ознакомиться с новой инициативой уже тогда, когда законопроект прошел согласования в министерствах и ведомствах и чуть ли не завтра направляется для принятия в Госдуму.
«Когда правительство уже сформировало свое мнение по законопроекту, изменить что-либо бывает крайне сложно, практически невозможно,
— сетует Шохин.
В-третьих, работодатели смогут от своего имени оспаривать в установленном законодательством порядке любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов госвласти и муниципалитетов, нарушающие права и законные интересы работодателей.
По словам одного из авторов законопроекта, вице-президента Российского союза промышленников и предпринимателей Елены Паниной, похожие поправки намеревалась узаконить еще в 90-годы, но тогда против проголосовали депутаты-коммунисты, имевшие в Госдуме контрольный пакет.
Панина не отрицает, что с помощью этого законопроекта права работодателей расширяются. «В том числе работодатели получат возможность отстаивать свои интересы в суде без доверенности, готовить технические регламенты, организовывать подготовку кадров…», — перечисляет Панина.
Право законодательной инициативы поможет работодателям активнее продвигать свои идеи. Такие, например, как вызвавшие большой общественный резонанс поправки в Трудовой кодекс,
одобренные на прошлой неделе бюро правления РСПП с подачи комитета по рынку труда и кадровым стратегиям (глава комитета — владелец инвестиционной группы ОНЭКСИМ Михаил Прохоров).
В частности, РСПП предложило разрешить работникам на добровольной основе работать не по 40, а по 60 часов в неделю. А работодателям дать право в одностороннем порядке менять условия трудового контракта и убрать перечень оснований, по которым заключается срочный трудовой договор. Кроме того, предлагается снять с работодателей нагрузку, связанную с обучением работников, если оно не связано с профилем работы.
Профсоюзы будут против принятия законопроекта, направленного на усиление прав работодателей, полагают эксперты. «Во-первых, влияние любой общественной организации, в том числе профсоюзов, зависит от того, насколько слабым и разобщенным является ее противник, в данном случае РСПП», — говорит руководитель практики госконсалтинга ООО «Бизнес решения» Алексей Калинин.
Во-вторых,
предлагаемые поправки направлены на предоставление работодателям, и без того имеющим на рынке труда преимущество перед работниками, право контролировать действия профсоюзов,
отмечает Калинин. Эксперт сомневается, что такой законопроект придется по душе и правительству.
Тем не менее некоммерческие организации, в том числе профессиональные объединения, должны участвовать в формировании норм и правил, которые регулируют трудовые правоотношения, полагает управляющий партнер адвокатского бюро «Леонтьев и партнеры» Вячеслав Леонтьев. «Участие в обсуждении законодательных инициатив объединений работодателей будет способствовать развитию рынка труда», — уверен Леонтьев.