Россия полетит по-бразильски

В России может быть налажено производство региональных бразильских самолетов

Андрей Ковалевский, Глеб Климентьев 16.04.2010, 17:12
academic.ru

В России может быть налажено производство региональных бразильских самолетов. ВЭБ, который продвигает это проект, надеется убить сразу двух зайцев — начать серийный выпуск машин, производства которых в России нет, и помочь авиапрому сократить конструкторскую и производственную отсталость.

Внешэкономбанк (ВЭБ) и Национальный банк социально-экономического развития Бразилии обсуждают вопрос реализации строительства предприятия по производству в России бразильского регионального самолета, сообщил председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев. «Мы рассматриваем реальную возможность производства региональных самолетов вместимостью до 50 мест на территории России», — сказал он.

Скорее всего самолет будет создаваться с нуля на принципах СП, примерно так же, как это происходило с созданием среднемагистрального самолета SSJ,

где помимо России в проекте участвует Boeing и множество поставщиков комплектующих из разных стран. «Мы сейчас не говорим ни об объемах, ни о суммах, — уточнил Дмитриев. — Но если речь идет о проектах типа кооперации в создании гражданского регионального самолета, это уже сотни миллионов долларов».

Проект может стать одним из первых, который будет реализован в рамках подписанного в Бразилии соглашения о сотрудничестве государственных финансовых институтов развития и поддержки экспорта государств БРИК. «Это соглашение является соглашением о намерениях, которое закладывает институциональную базу под это сотрудничество. Но в рамках этого соглашения мы будем идти по конкретным направлениям», — сказал глава ВЭБ. Заинтересованность в этом проекте высказывало и правительство Татарстана, которое готово предоставить мощности своего предприятия – КАПО им. Горбунова.

В Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) о переговорах ВЭБ знают, но при этом добавляют, что «изначально он предлагался бразильской стороной и сейчас ОАК изучает его на предмет целесообразности».

Бразилия — один из лидеров в производстве региональных самолетов. А российская авиапромышленность сейчас находится в таком положении, что отказываться от чужих технологий неуместно, считают эксперты. «По большому счету ничего зазорного в этом нет,

авиационные технологии мы заимствовали и раньше – и до войны, и после. Надо понимать, что мы сейчас имеем не только конструкторскую отсталость, а деградацию производственной базы.

И это привело к тому, что качество немногочисленных выпускаемых у нас гражданских самолетов снизилось», — говорит руководитель консалтингового агентства Infomost Борис Рыбак. По его словам, спрос на региональные самолеты колоссальный: нужно 200–600 таких машин.

Раньше в этой нише летал Ан-24, но сейчас он практически не эксплуатируется. Несколько лет назад была надежда начать производство украинского регионального самолета Ан-140 на самарском «Авиакоре». Но самарский завод в плачевном состоянии – он на грани закрытия.

«Да и на Украине c этим самолетом неразбериха полная. Не решены и проблемы с двигателем для него. Поэтому сейчас наши авиакомпании закупают те же бразильские Embraer, как винтовые, так и реактивные, завозятся и канадские ATR», — рассказывает Рыбак.

Дмитриев говорит, что пока переговоры непосредственно с Embraer не ведутся. Но очевидно, что технологии будут привлекаться именно этой компании. Других производителей самолетов в Бразилии нет. К слову, бэушные бразильские 30-местные турбовинтовые Embraer 120, производство которых было налажено еще 20 лет назад, с удовольствием завозят наши авиакомпании. «Если бы в России наладили производство даже таких самолетов, уже было бы прекрасно, — говорит замгендиректора по коммерческой работе авиакомпании «Руслайн» Алексей Савченков. — Во-первых, они будут дешевле, а во-вторых, не потребуется времени для их растаможки». Несмотря на то что с весны прошлого года на самолеты до 50 мест временно отменены таможенные пошлины, сам процесс таможенной очистки самолетов и запчастей занимает «гигантское время». «Например, если заказываете список из, например, 200 запчастей, а в нем маленькая ошибка (перепутана цифра в номере на лопасти), то этот список нужно вновь весь переделывать. Чуть ли не вывозить обратно запчасти. Глупостей очень много», — сетует Савченков.

К слову сказать, организовать производство своих самолетов в России Бразилия хочет уже давно.

В 2005 году идею сборки реактивных самолетов ERJ-145, рассчитанных на 50 пассажиров, на встрече с тогдашним президентом России Владимиром Путиным продвигал бразильский президент Луис Инасиу Лула да Силва.

Но дальше слов дело не пошло. На это раз все может получиться, говорят эксперты. «Участие в переговорном процессе ВЭБа потенциально значительно увеличит шансы на реализацию этого проекта: денег у госбанков много. Ведь проблемы финансирования всегда являются камнем преткновения при организации производства самолетов», — уверен Борис Рыбак из Infomost.