Желающим подарить своим дамам букетик на Международный женский день придется раскошелиться еще больше, чем обычно. Если на рынках цены на букеты и композиции из цветов стартуют с 500–1000 рублей, то в салонах класса премиум их стоимость доходит до 200 тысяч рублей, гласят данные «Интерфакса». Так, одна из международных сетей доставки цветов, услугами которой пользуются российские VIP-персоны и звезды шоу-бизнеса, предлагает букет из 1001 розы. Цена 60-килограммового подарка в кашпо колеблется от 175 тысяч до 200 тысяч рублей в зависимости от оформления и дизайна. По утверждениям менеджера одного из московских магазинов сети, спрос на такие букеты большой.
Другие салоны цветов класса премиум предлагают букеты, корзины и композиции попроще. Например, композиция из 101 розы, 20 папоротников и 15 аспидистр (диаметр букета 1 метр, высота 65 см) стоит 23,5 тыс. рублей; 101 тюльпан в корзинке можно приобрести за 12–13 тыс. рублей, а «сердце» из 77 багровых роз за 13 тыс. рублей. Букет из 555 роз семи сортов и разных расцветок весом 20 кг обойдется покупателю в 124 тыс. рублей, а композиция из 501 тюльпана трех расцветок в 35 тыс. рублей.
Популярны и необычные букеты.
Один из салонов предлагает пятикилограммовую цветочную композицию «Носорог» из гербер, аспидистр, роз, хризантем за 115 тыс. рублей.
Также любимым предлагается преподнести букет из гвоздик и орхидей под названием «Зонтик» или композицию «Зайка» из орхидей, роз и хризантем. Всё смелее используются в букетах фрукты. Например, московские флористы предлагают удивить женщин сочетанием мандаринов и роз, а яблоки, по заверениям стилистов одного из салонов, роскошно сочетаются с нежными орхидеями и фрезиями. Букет можно дарить в стеклянной вазе, наполненной кусочками лайма. Или украсить его конфетами.
Москва в праздники насыщена цветами. Только Государственное унитарное предприятие по содержанию зеленых насаждений города Москвы (ГУП «Мосзеленхоз») вырастило к празднику 8,5 млн луковичных цветов (тюльпанов, гиацинтов и прочих). Однако, признают эксперты, на прилавках киосков и магазинов в основном привозные растения. Россия занимает шестое место в мире по импорту живых цветов. «Если посмотреть на весь рынок, то российских цветов там только около 30%. Остальное — растения из Голландии, Франции, Испании, Эквадора», — рассказывает заместитель директора Останкинского совхоза декоративного садоводства Мария Молоканова.
Производители связывают это в том числе с низкой экономической отдачей от производства цветов. Как сказала «Газете.Ru» директор агрофирмы «Усадьба» Галина Толстова, производство живых цветов связано с очень большими финансовыми рисками. В кризис вопрос рискованных вложений, по словам цветовода, особенно остр. Ведь в цену цветка входит труд работников, отопление, семенной материал, стоимость земли, полива. И любое повышение цены на эти составляющие сказывается на конечной цене цветка. К тому же, по словам Толстовой, окупаются вложенные деньги нескоро.
Правда, «взвинченные ценники на 8 Марта зависят далеко не только от фермеров, ведь производители повышают отпускные цены только примерно на 10%, наценку делают, скорее, продавцы цветов», добавляет Толстова. «Мы повышаем отпускные цены на праздники», — признается Молоканова. К 1 сентября и 8 марта (эти дни считаются у продавцов пиковыми по продажам) цены, по которым цветы уходят перекупщикам, повышаются примерно на 30%.
«Продавцы же зачастую получают по 150% прибыли», — добавляет Молоканова. Ведь на праздник, уверены все участники рынка, люди все равно будут покупать цветы, сколько бы они ни стоили.
И они правы. Больше трети участниц опроса, проведенного компанией HeadHunter, ждут в подарок на 8 Марта цветы. Мужчины их не обманут — 46% представителей сильного пола собираются преподнести в подарок именно их.