Пенсионный советник

Билеты заправляют дешевым керосином

Власти пытаются снизить цены на авиабилеты

Оксана Новоженина 21.10.2008, 14:01
ИТАР-ТАСС

Авиакомпании готовы снизить цены на билеты, если подешевеет топливо. Под давлением властей нефтяные компании начали уменьшать стоимость авиакеросина, однако это выглядит как вынужденная уступка — удешевление могло быть более существенным.

Крупнейшие российские авиакомпании отреагировали на заявления «ЛУКойла» и «Газпромнефти» о снижении цен на авиакеросин: все они готовы пересмотреть стоимость перевозок, как только получат подтверждение от поставщиков топлива. «В случае снижения нефтяными компаниями цен на авиакеросин мы будем пересматривать тарифные планы», — пообещали «Газете.Ru» в компании S7. Отразить снижение стоимости топлива в цене билета обещает и «Аэрофлот». В Sky Express тарифы менять не будут, у компании и так одна из самых низких тарифных сеток. «Пока трудно сказать, возможно, мы рассмотрим вариант снижение топливного сбора», — осторожно предположил представитель компании Виталий Коренюгин.

В зависимости от направления полета и типа воздушного судна топливная составляющая может доходить до 60% стоимости билета различных авиакомпаний.

Продолжит снижать стоимость перелета и «Трансаэро». Благодаря воздушному парку, в котором превалируют топливоэкономные лайнеры Boeing, перевозчик сумел уже в сентябре снизить тарифы на 1,5–3% на различных направлениях, в первую очередь на социально важном — дальневосточном. При этом, как заявляет генеральный директор авиакомпании Ольга Плешакова, снижение цен может продолжиться: «Если будет реализована программа мер, которую российское руководство наметило для поддержки отечественной гражданской авиации, и, прежде всего, будет решен вопрос о снижении цен на авиационное топливо, то авиакомпания «Трансаэро» снизит цены на билеты на свои рейсы по России. В первую очередь это касается полетов в города Дальнего Востока — Анадырь, Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Хабаровск и Южно-Сахалинск».

Авиакомпании не говорят о том, что есть четкая зависимость цены билета от стоимости керосина: конечная цена будет определяться рыночными условиями. Например, стоимость перелета зависит от сезона. Переход к зимнему расписанию у авиакомпаний традиционно сопровождается рядом распродаж, праздничных акций и иных способов привлечения пассажиров, тем не менее это остается периодом спада пассажиропотока. В этом году нежелание граждан летать вызвано и опасностью, купив билет, обеспечить себе многочасовой «отдых» в аэропорту — задержки рейсов стали печальной реальностью. Основной причиной остаются долги авиаперевозчиков поставщикам топлива и отказ последних обслуживать неплательщиков.

Пострадавшими же в итоге становятся пассажиры, выплачивающие существенные суммы за авиабилет, львиную долю которого составляет так называемый топливный сбор.

Авиационное топливо является одним из продуктов глубокой переработки нефти, соответственно, при росте цен на нефть увеличивалась и цена авиационного керосина, причем она растет даже быстрее, так как глубокая переработка увеличивает стоимость конечного продукта. С августа прошлого года, по подсчетам аналитиков, авиакеросин подорожал на 89%. В обратную сторону эта зависимость работает хуже, с августа текущего года цены на нефть снизились примерно на 45%, но о соответствующем удешевлении говорить не приходилось:

наибольшее снижение цен произошло на Московском авиаузле, но и оно не достигло даже 10%.

Снижать цены на авиакеросин нефтяные компании начали после требования президента Дмитрия Медведева привести цены на авиатопливо в соответствие с ценами на нефть, а также после начала проверки Генпрокуратурой ценообразования поставщиков и производителей топлива. Снижения цен официально потребовала и Федеральная антимонопольная служба (ФАС), обратившись к «ЛУКойлу», «Газпромнефти», «Роснефти», ТНК-ВР, «Сургутнефтегазу», «Татнефти» и НК «Альянс».

«Газпромнефть» сразу снизила цены на 12%. «ЛУКойл» также объявил о снижении цены на 9%. Официально, по заявлению представителей компании, это связано «со снижением мировых цен на нефть». Справедливости ради отметим, что это третье за последнее время снижение цен на авиакеросин у «ЛУКойла». Информацию о снижении цен на нефтепродукты распространила и группа «Альянс». Остальные компании пока молчат. Впрочем, по мнению аналитиков,

следующей о снижении стоимости может объявить «Роснефть».

Снижение цены на 9,1% в месяц наблюдалось в США, но это был плавный процесс, основанный на конъюнктуре рынка, а не чьем-то волевом решении. «Сам факт принятия такого решения говорит о том, что на нашем рынке не все в порядке с ценообразованием», — уверен аналитик ИК «Финам» Станислав Август. По его мнению, перечисленные производителями топлива уступки не слишком существенны, особенно с учетом того, что касаются оптовых цен и относятся в основном к новым заключаемым контрактам. «Если говорить о розничной цене, то лимит снижения может составить порядка 15–25%, — говорит Август. — Если цены упадут на этот уровень, то можно говорить о действительно радикальных шагах по снижению торговой наценки».