Слушать новости
Слушать новости

Кризис сделает москвичей расчетливей

Потребительское поведение населения может измениться

Страх россиян перед финансовым кризисом может изменить их потребительское поведение. Москвичам придется сократить траты на роскошь и учиться во время отпуска.

Пока российский средний класс не испытывает тех трудностей, которые из-за мирового финансового кризиса уже почувствовали сотрудники крупных российских инвестиционных компаний, столкнувшиеся с сокращением окладов и увольнениями. Тем не менее большая часть российских граждан живут с ощущением, что проблемы в мировой экономике негативно скажутся на их материальном положении. Как показало недавнее исследование ВЦИОМ, каждый третий россиянин (31%) считает состояние мировой экономики нестабильным, а 21% полагает, что она погружается в кризис (доля таких респондентов с марта выросла на треть).

41% россиян полагают, что мировой финансовый кризис ухудшит их материальное положение.

Неуверенность в стабильности личных финансов скажется на потребительском поведении россиян: «Если покупатели становятся менее уверенными в своих заработках (потеря работы, снижение уровня заработной платы), они сокращают затраты на второстепенные товары. Это сказывается прежде всего на сфере услуг (туризм и отдых, например), меньше на пищевой индустрии», — говорит руководитель группы по предоставлению услуг компаниям сектора розничной торговли и производства потребительских товаров PricewaterhouseCoopers Кристофер Скирроу.

Вероятность снижения покупательной способности россиян велика, учитывая, что кризис ликвидности с финансовых рынков перекинулся на реальный сектор экономики, считает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. По его мнению, не исключено, что через год-два в России, так же как в США и Западной Европе, снизится спрос на более дорогие товары и потребители перейдут на более дешевую продукцию. Исследовательский центр MasterCard зафиксировал, что за сентябрь продажи товаров класса люкс в США упали на 4,8%, передает Reuters. В России же пока заметного спада на рынке luxury не наблюдается. «Спрос на рынках предметов роскоши все еще довольно высок. Серьезных изменений на рынке предметов роскоши и дорогостоящих услуг в ближайшее время не прогнозируется», — говорит Кристофер Скирроу из PricewaterhouseCoopers.

В других сферах премиальная продукция – также наиболее уязвимый сегмент. Так, например, это заметно на примере молочной промышленности, которая еще с прошлого года переживает не лучшие времена. «В последние семь лет рынок молока рос на 10-12% в год, в прошлом году этот тренд был сломан, когда рынок упал на 12%. За прошедший год цены на молочную продукцию выросли на 30%, а цена на сырье в январе 2008 года была на 75% выше, чем в 2007 году. Естественно, это сказалось на стратегиях компаний и на наших ожиданиях. В этих условиях спрос со стороны потребителей менялся», — рассказывает директор по корпоративным коммуникациям компании «Юнимилк» Павел Исаев. «Наиболее дорогой сегмент (молочные десерты, йогурты, напитки на основе молока с добавлением сока) просел больше всего, спрос на питьевое молоко и классические молочные продукты практически не изменился. Если экономическая ситуация в стране будет развиваться по худшему сценарию и кризис затронет российский средний класс, мы ожидаем развития ситуации в рамках этой же модели», — говорит Исаев.

Если финансовый кризис болезненно скажется на благосостоянии российского среднего класса, россияне начнут экономить на своем отдыхе, что будет иметь негативные последствия и для туристической отрасли. «В последние несколько лет российский средний класс, как и европейцы, предпочитали отдыхать несколько раз в год, посещали разные страны, хотя проводили там не очень продолжительный срок, в среднем от 5 дней до недели. Такая организация отдыха в итоге получалась дороже, в отличие от более продолжительного отдыха раз в год. С экономической нестабильностью эта тенденция пойдет на спад, как и прежде, наши соотечественники будут склоняться к экономичному отдыху, раз в год выезжая на курорты Турции, Египта или российского черноморского побережья», — предполагает Борис Самарянов, глава комитета Ассоциации туроператоров России (АТОР) по детскому туризму и образовательным поездкам.

Наименее уязвим образовательный туризм, считают эксперты. «Выбирая между обычным отдыхом и образовательными программами за рубежом, в условиях экономической нестабильности люди будут отдавать предпочтения именно программам обучения.

Возрастет спрос на комбинированные языковые курсы, позволяющие сочетать и отдых и обучение.

Многие ведущие языковые центры предлагают программы «язык + отдых на побережье», «язык + спорт» и т.д., именно такой «полезный отдых» в ближайшее время будут наиболее востребован», — считает заместитель генерального директора по связям с общественностью STAR Travel Валерия Литвинова.

Что же касается розничной торговли, то сейчас российские ритейлеры продолжают опережать рынок по темпам роста, констатируют эксперты. «В условиях финансового кризиса компании получили «передышку», они имеют возможность подготовиться к дальнейшим активным действиям на рынке (новым сделкам, выходам на IPO и пр.), интересно наблюдать за тем, кто сумеет правильно воспользоваться ситуацией и пересмотреть бизнес-стратегию с точки зрения повышения эффективности своей деятельности. Некоторые ритейлеры также смогут получить выгоды от сокращения затрат на аренду и строительство», — говорит Кристофер Скирроу из PwC. «За свое будущее могут сейчас не беспокоиться крупные ритейлеры. У крупных компаний, таких, как Х5, «Магнит», есть доступ к международным источникам финансирования, кредит доверия инвесторов, — говорит Максим Клягин. –

Для того, чтобы обеспечить себя наличностью, ритейлеры могут ускорить свой товарооборот, поэтому не исключено, что осенне-зимние распродажи в этом году будут очень масштабны».

Тем не менее пока российские розничные продавцы сдержанны в своих оценках ситуации и не собираются резко увеличивать в своем ассортименте процент дешевой продукции. Так, президент компании «Дикая орхидея» Александр Федоров заявил: «Мы не собираемся кидаться в крайности и начинать продавать большие объемы дешевой продукции. Мы начали продажи более дешевой продукции в этом году, но активно наращивать их не собираемся. Если ситуация в финансовом секторе не стабилизируется, мы сделаем поправки в планах развития: приостановим или замедлим открытие новых магазинов».

Такую же выжидательную позицию заняли и российские ресторанные операторы: опрошенные «Газетой.Ru» рестораны заявили, что подождут 2-3 месяца, чтобы понять, может ли финансовый кризис сказаться на их деятельности.

Пока же резкого сокращения потока посетителей не наблюдается.

«Пока мировой финансовый кризис не задел российский средний класс, этой осенью был небольшой спад посетителей, но мы не связываем это с ухудшением экономической ситуации», — сообщили в пресс-службе «Веста-Центр Интернешнл», управляющей ресторанами «ИСТ буфет», «Гин-но Таки», «Якитория» и др.

В целом же все эти процессы будут происходить быстрее и болезненнее в столичном регионе, чем в остальных субъектах, считают эксперты. «В регионах влияние кризиса будет мягче, в частности, за счет более низкого уровня платежеспособности населения», — отмечает Клягин. «По опыту нашей компании и по состоянию рекламного рынка в целом можно сказать, что последствия финансового кризиса сейчас практически не ощущаются в регионах. Многие наши рекламодатели представляют сегменты рынка, которые напрямую зависят от экономического положения в стране, — у нас в портфолио восемь крупных банков, несколько больших заводов и строительных корпораций. Напротив, мы наблюдаем другую важную и позитивную тенденцию – активный выход федеральных игроков на региональные рынки», — говорит генеральный директор коммуникационной ГК «МедиаПартнер» Светлана Владимирова. «Безусловно, некоторые финансовые институты корректируют маркетинговую политику: так, один из ведущих банков Свердловской области перестал продвигать кредиты и рекламирует вклады, а другой банк пишет в рекламных макетах: «Ипотека по-прежнему доступна». Но все эти корректировки не столь кардинальны, чтобы говорить о глобальном изменении рекламного ландшафта». — считает эксперт.

Поделиться:
Новости и материалы
Все новости
Найдена ошибка?
Закрыть