«Все сотовые ритейлеры были созданы для того, чтобы продаться сотовым операторам», — недавно заявил директор компании «Диксис» Руслан Филатов. По словам Филатова, «Диксис» ищет финансового или стратегического партнера в нынешней рыночной ситуации. Филатов не уточнил, с кем ведутся переговоры и на какой стадии они находятся.
По его словам, основной фактор — насыщение рынка сотовой связи. Сейчас сети получают 70-80% доходов не от продажи контрактов, а от реализации самих аппаратов, что сказывается на доходности бизнеса, подчеркнул Филатов. Он отметил, что
модель слияния продавцов и операторов должна появиться и в России.
Действительно, крупнейшие западноевропейские и американские мобильные операторы имеют свои сети, позволяющие им, к примеру, продавать аппараты «с контрактом» по льготным ценам. Например, на таких условиях T-Mobile в получил право на реализацию модного гаджета iPhone в Германии в августе 2007 года.
Однако другие российские ритейлеры пока так не думают. «Наша позиция – в сохранении независимости от операторов», — заявил «Газете.Ru» генеральный директор «Связного» Максим Ноготков. По его словам, бизнес-модель независимого ритейла работает и на развитых рынках, таких, как великобританский. «Сотовый ритейл создавался как самостоятельный бизнес», — заявил бывший совладелец «Евросети» Евгений Чичваркин. «Ритейлеры задергались из-за кризиса ликвидности, хотя при хорошем расположении точек, персонале и отсутствии избыточной закредитованности продавец может выжить самостоятельно», — отметил Чичваркин.
Судя по всему, рынок ритейла ждут большие перемены. Напомним, что 22 сентября 2008 года инвесткомпания ANN, подконтрольная Александру Мамуту, приобрела 100% акций крупнейшего российского ритейлера «Евросеть». Стоимость сделки не разглашалась, эксперты оценили ее в $1,2 млрд. 23 сентября было объявлено о покупке «группой инвесторов» 25% акций третьего игрока на этом рынке – компании «Цифроград». Стоимость сделки составила $16,7 млн. О том, что переговоры по продаже «Диксиса» ведутся, корреспонденту «Газеты.Ru» ранее заявляла пресс-секретарь компании Надежда Захарова. «Продажа ритейлеров вызвана кризисом ликвидности, который сильно сказался на их малорентабельном бизнесе», — считает аналитик Glitnir Анна Сидорова.
Сотовые операторы, действительно обозначили свой интерес к ритейлу. Глава АФК «Система», владеющей МТС, в начале сентября 2008 года заявил об интересе компании к пакету акций «Евросети». На рынке ходили слухи об возможной покупке «Вымпелкомом» «Диксиса», однако источник «Газеты.Ru», знакомый с ситуацией на рынке, эту информацию не подтверждал. По мнению аналитиков,
операторы могут придти на этот рынок синхронно.
«Как только один из операторов «большой тройки» купит кого-либо из ритейлеров, последует ответная реакция остальных двух», — считает Сидорова.
«Модель, описанная Филатовым, нелогична для нынешней ситуации – никто из операторов не возьмет на себя долги ритейлеров», — возражает ведущий аналитик Mobile Research Group (MRG) Эльдар Муртазин. По его словам, преимущества владения дилерами – торговля сотовыми телефонами с контрактом в России невозможна из-за законодательных ограничений и из-за отсутствия развитого института кредитных историй.
«Нельзя сказать, что западная модель продаж аппаратов операторами связи – единственно возможная: в условиях насыщения рынка долги продавцов стали для них более ощутимыми, а операторы задумались над оптимизацией расходов», — утверждает аналитик AC& M Антон Погребинский. По данным агентства, уровень проникновения сотовой связи в России в июле 2008 г. составил 121,1%, рост за месяц – 2%.
«Финансовый кризис усугубил ситуацию, заставив дилеров активнее искать инвесторов», — считает аналитик AC&M. «Финансовый кризис катализировал процессы, начавшиеся задолго до его наступления», — отметил Муртазин.