Пенсионный советник

AirUnion сжег зимнее топливо

Росавиация вводит ограничения на зимнюю программу полетов альянса AirUnion

Ольга Алексеева, Галина Шакирова 21.08.2008, 19:28

Росавиация вводит ограничения на зимнюю программу полетов альянса AirUnion, три с половиной тысячи пассажиров которого не смогли вовремя долететь до места назначения. Создание Сергеем Чемезовым на базе альянса конкурента «Аэрофлоту» теперь под вопросом. А кризис, возникший из-за удорожания топлива, может затронуть и другие авиакомпании.

Серьезный кризис одного из крупнейших российских авиаперевозчиков – альянса AirUnion — ощутили на себе российские авиапассажиры. К утру четверга из московского аэропорта Домодедово не вылетели 24 рейса авиакомпаний «КрасЭйр», «Домодедовские авиалинии», «Самара», «Омскавиа», входящих в альянс. Это рейсы в Якутск, Симферополь, Благовещенск, Хабаровск, Душанбе, Хургаду, Барнаул и другие города, как показывало электронное табло аэропорта. Из них 17 самолетов должны были вылететь еще в среду. Проблемы у альянса возникли в связи с долгами за топливо: контрагенты отказались заправлять самолеты должника.

Кризис начался накануне в аэропорту Красноярска, где 8 самолетов компании также не могли вылететь из-за долгов за керосин. Ранее проблемы с поставщиками топлива у AirUnion возникали в петербургском Пулково и в Норильске. Когда серьезные задержки рейсов произошли и в Москве, к делу перевозчика подключилась Росавиация, предписавшая альянсу срочно разрешить проблемы. Всего, по информации ведомства, в результате задержек не смогли во время вылететь более 3,5 тысячи пассажиров.

В четверг днем в пресс-службе AirUnion «Газете.Ru» заявили, что компания все же договорилась о заправке всех самолетов, вылет которых задерживался из Домодедова. Рейсы выполнятся в течение четверга, пообещал авиаперевозчик. «Всех пассажиров задержавшихся рейсов поселить в гостинице из-за отсутствия мест не удалось, размещены в основном пассажиры с детьми, — добавляют в компании. — Оставшихся в аэропорту по мере сил обеспечивают горячим питанием». Часть пассажиропотока приняли на себя другие авиакомпании – «Трансаэро» и S7 Airlines.

Первый самолет AirUnion из задержанных международных рейсов был отправлен из Домодедово в пять часов вечера.

«Из крупных авиаперевозчиков AirUnion имеет наиболее серьезные финансовые проблемы и несет значительные убытки», — комментирует ситуацию аналитик «Финама» Владимир Сергиевский. Общий долг AirUnion превышает $1 млрд. Теперь проблемы могут еще возрасти. «Только убытки AirUnion за задержанные рейсы могут составить более $1,5 млн», — подсчитывает эксперт ИК «БрокерКредитСервис» Михаил Сайно. Из-за критического финансового положения в альянсе специалисты не исключают повторения ситуации с задержками рейсов компании и в дальнейшем.

Росавиация в связи с этим ввела запрет на продажу зимних перевозок авиакомпаниями, входящими в AirUnion. «Мы не можем допустить, чтобы деньгами от зимней программы закрывались текущие дыры», – заявил глава Росавиации Евгений Бачурин.

При этом он заверил, что если авиакомпании альянса не смогут выполнить уже запланированные полеты, это сделают другие авиакомпании. «Сегодня от нас ушло обращение к перевозчикам по всем направлениям, где образовались задержки, — сообщил Бачурин. — Мы готовимся к худшему, к тому, что авиакомпании альянса AirUnion не смогут осуществлять перевозки. Но никто не оставит пассажиров в беде».

Помочь AirUnion может госкорпорация «Ростехнологии», которая должна в этом году стать новым акционером альянса, говорят эксперты. Глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов ранее заявлял о намерении создать на базе альянса конкурента «Аэрофлоту». Правда, такие задержки самолетов говорят о том, что корпорация не торопится решать проблемы авиакомпании.

Проблемы перевозчика объясняются в первую очередь ростом цен на авиатопливо, побившим в этом году все возможные рекорды.

«Авиатопливо напрямую привязано к нефти, так как это продукт нефтепереработки. Соответственно, цены на него растут пропорционально ценам на нефть», — комментирует ситуацию аналитик «Уралсиба» Михаил Занозин. За последний год они взлетели более чем на 70%. Правда, ситуация с ценами на авиационный керосин в России отличается от мировой ценовой конъюнктуры.

Сейчас на мировых площадках наметилась тенденция к удешевлению авиатоплива, но это пока никак не отражается на российском рынке,

замечает Сергиевский. «Отечественный рынок авиатоплива сильно монополизирован, – объясняет президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша. — С площадки вытесняют небольшие компании, что ведет и к росту цен, и к дефициту».

Такая ситуация бьет по кошельку авиапассажиров, вынужденных платить большие топливные сборы (сейчас они могут составлять до 60% от стоимости билета) и авиакомпаний, терпящих значительные убытки. Недавно Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дело в отношении пяти крупнейших российских нефтяных компаний — «ЛУКойл», «Газпромнефть», «ТНК-ВР Холдинг», «Роснефть» и «Сургутнефтегаз» — по факту установления монопольно высоких цен на авиатопливо. Однако эксперты полагают, что такими методами проблему кардинально не решить: принудительное снижение цен в случае признания вины компаний приведет, скорее всего, лишь к их временной заморозке.

Между тем проблемы с задержками рейсов, возникшие у AirUnion из-за долгов перед контрагентами, могут вскоре затронуть и другие российские компании, заявил глава Росавиации. По его словам, есть сигналы, что ряд авиакомпаний, в частности на Дальнем Востоке и в Сибири, имеют долги перед аэропортами за уже оказанные услуги.