Глава компании «Евросеть» Евгений Чичваркин подвел итоги уходящего года и сообщил о планах на ближайшее будущее. По данным компании, за 2007 год финансовый оборот составил $5,61 млрд, что на 21,4% больше аналогичного показателя за 2006 год. За ушедший год компания «Евросеть» открыла свои офисы в более чем 400 новых городах России и сумела проникнуть на рынок Молдавии.
Однако, по сообщению Чичваркина, компания не очень довольна положением дел в странах СНГ, за исключением Украины и Казахстана.
По словам главы компании, причины на то совершенно разные.
«Нам не нравится вести бизнес в странах, где наблюдается избыточное регулирование экономики со стороны государства, — заявил Чичваркин, — Армения и Грузия выглядят достаточно привлекательно, если политическая ситуация в этих странах стабилизируется». По словам Чичваркина, в таких странах, как Белоруссия, Киргизия, Узбекистан и страны Прибалтики, работать в дальнейшем будет все более проблематично. Белоруссия перестала привлекать «Евросеть» после того, как с 2007 года налог на прибыль был увеличен с 5% до 15%.
Действительно, Прибалтика не является на сегодняшний день лакомым куском, так как в связи с мировой экономической рецессией жители этих стран не особо тратятся на мобильные устройства. «Реплэйсмент» (покупка нового телефона в замен старому) в данном регионе достигает 4 лет. К тому же, подчеркнул Чичваркин, в Прибалтике наблюдается снижение потребительской активности в секторе мобильной связи в силу роста расходов на продовольствие. «Если бы появился покупатель на наши точки в Прибалтике и в странах СНГ, мы бы подумали над предложением о продаже», — заявил Чичваркин.
Сегодня на рынках СНГ представлены лишь немногие российские ритейлерские компании, среди которых «Связной» и DIXIS. «Все сложности, проникновения на рынки других стран проистекают из того, что другая страна — это всегда иное законодательство, экономика, валюта, другой менталитет, наконец», — заявляет пресс-секретарь компании DIXIS Надежда Захарова. «При выходе на зарубежные рынки любая компания сталкивается с необходимостью решения множество организационных и логистических проблем, — продолжает Захарова. — Нужно уметь оперативно и эффективно решать множество важных вопросов на расстоянии, хорошо ориентироваться на рынке труда и понимать специфические особенности, присущее именно этому рынку».
На сегодняшний день DIXIS работает только в Казахстане, где имеет свыше 130 магазинов в 23 городах республики. «Мы довольны темпами развития в Казахстане», — заявила Захарова. По ее словам, в будущем возможно, что компания будет открывать новые точки продаж , однако на сегодняшний день политика компании больше направлена на крупный рынок России. Всеволод Рабинович из компании «Связной» также заявляет, что компания еще не достигла всех целей в России, поэтому не будет распылять свои усилия, да и к тому же рынки стран СНГ не очень привлекательны, за исключением развивающегося Казахстана и Украины.
Единственный, кто в интервью «Газете.Ru» выразил оптимизм по поводу рынка СНГ, был менеджер по работе с СНГ компании «Вымпелком» Артем Минеев, который считает, что
мобильный рынок этих стран имеет огромный потенциал роста, и российские ритейлерские компании имеют все шансы на успех в этом регионе.
Аналитик компании «Финам» Леонид Делицын считает, что непривлекательность рынков стран СНГ обусловлена несколькими факторами: «Во-первых, низкий уровень проникновения сотовой связи влечет за собой небольшой спрос на мобильные устройства, — замечает Делицын.— Во-вторых, основную прибыль ритейлерам приносит продажа цифровых фотоаппаратов и дорогих телефонов. А так как покупательная способность жителей СНГ ниже, чем в России, то преимущественно продаются дешевые трубки». Что же касается цифровых фотоаппаратов, то, по словам аналитика, цифровой бум просто еще не наступил.
Такое же мнение разделяет и ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин: «К сожалению, на сегодняшний момент в странах СНГ уровень жизни существенно ниже, чем в России, что и объясняет довольно низкие продажи». Еще одним фактором, влияющим на непривлекательность этого региона, по мнению аналитика, служит и нехватка профессиональных кадров. К тому же рынок мобильных услуг еще не настолько развит, как в России, добавляет Муртазин.
Но российские компании все же пытаются найти для себя новые рынки. Например, «Евросеть» не собирается ограничиваться постсоветским пространством и уже в скором будущем планирует открыть офисы продаж в Индии. «В ближайшее время топ-менеджмент посетит Индию с целью проанализировать возможности работы в этой стране и специфику индийского мобильного рынка», — отметил Евгений Чичваркин. Открытие офисов в каких-либо других странах на сегодняшний день не интересует правление компании. Эльдар Муртазин полагает, что у компании есть все шансы успешно проявить себя в Индии, если «Евросеть» будет учитывать все особенность этой страны.