Экс-глава «АвтоВАЗа» Бу Андерссон вернулся в автобизнес

Максим Туманов/ТАСС

Экс-глава «АвтоВАЗа» Бу Андерссон после непродолжительного перерыва в карьере вновь вернулся в автобизнес. Как сообщает издание Automobilwoche, он получил пост президента европейского подразделения японской компании Yazaki, которая является одним из мировых лидеров по производству автомобильных компонентов. На этом месте швед сменил Хорта Рудольфа.

Андерссон был утвержден в должности президента «АвтоВАЗа» в конце 2013 года и пробыл на этом посту до марта 2016 года. Он начал свою работу с повышения эффективности работы предприятия, массовых сокращений и наведения порядка на заводе.

Реклама

В 2014 году под массовые сокращения попали 33% управленцев и 20% простых рабочих. В итоге общая численность работников «АвтоВАЗа» снизилась на 12 891 человека, до 53 тыс. человек, по сравнению с декабрем 2013 года. При этом численность простых рабочих составила 42 345 человек. Руководителей осталось 10 700 человек. В 2015-м Андерссон пообещал не увольнять рабочих и сократил только порядка 1,1 тыс. менеджеров различных уровней.

Знаменитым примером работы Андерссона стала не только чистка рядов, но и борьба за чистоту туалетов — попав впервые в это заведение на заводе в Тольятти, Андерссон потребовал сначала вычистить их все, а уж потом собирать автомобили.

Со своим приходом швед не раз заявлял, что намерен вывести компанию в плюс, и повторял эти слова еще в феврале 2015 года. Однако разразившийся экономический кризис так и не позволил планам сбыться. Renault за 2015 год потеряла от участия в «АвтоВАЗе» около €620 млн. Что касается численности персонала, то его количество с назначением продолжило снижаться. В 2016 году эта цифра составляла примерно 44 тыс. человек. В феврале 2016 года года предприятию в Тольятти пришлось перейти на четырехдневку и урезать зарплаты всем сотрудникам на 20%.

Официальная информация о судьбе руководителя «АвтоВАЗа» пришла вслед за интервью главы ГК «Ростех» Сергея Чемезова изданию The Wall Street Journal, в котором тот раскритиковал Андерссона за колоссальные убытки, которые компания продемонстрировала по итогам 2015 года, а также за слишком жесткую кадровую политику. Так, чистый убыток «АвтоВАЗа» по итогам 2015 года составил около 74 млрд руб. против 25,4 млрд руб. убытков в 2014 году.

Глава «Ростеха» хвалил Андерссона за снижение ряда расходов и запуск двух новых автомобилей. Но, по словам Чемезова, он слишком часто обращался за комплектующими к иностранным производителям вместо местных поставщиков.

«Сейчас нам нужен другой человек, — говорил Сергей Чемезов. — Пытаясь обеспечить высокое качество продукции, Бу Андерссон отказался от многих российских комплектаторов. Он пошел по очень простому пути, закупая продукцию за рубежом у поставщиков Renault — Nissan. В связи с падением курса рубля наши расходы значительно увеличились. 75 млрд руб. убытков было сгенерировано под руководством Бу Андерссона».

После увольнения Андерссон взял перерыв и стал преподавателем в Линчепингском университете в Швеции.

В настоящее время пост главы «АвтоВАЗа» занимает француз Николя Мор.