У Бу Андерссона отобрали сказку

Имя нового главы «АвтоВАЗа» станет известно 15 марта

Алина Распопова 07.03.2016, 16:04
Максим Туманов/ТАСС

Имя нового руководителя «АвтоВАЗа» после поспешной отставки Бу Андерссона назовут уже 15 марта. Эксперты сомневаются, что сейчас можно найти адекватную замену шведу, но предполагают, что на эту должность вновь назначат иностранца. На заводе от преемника ждут увеличения объемов производства и заработной платы. Сделать это можно, в частности, за счет переноса сборки автомобиля Lada Vesta из Ижевска в Тольятти.

Компания Alliance Rostec Auto BV официально объявила о том, что Бу Инге Андерссон покинет пост руководителя «АвтоВАЗа». Имя нового главы российского автогиганта должны назвать уже 15 марта на заседании совета директоров. Информацию об этом «Газете.Ru» подтвердили в пресс-службе «Renault Россия». Преемнику Андерссона предстоит возглавить следующий этап операций по выводу компании из кризиса. По сообщениям близких к топ-менеджеру источников, такое развитие событий стало полной неожиданностью для самого Андерссона, который явно не планировал так рано отправляться на покой.

Официальная информация о судьбе руководителя «АвтоВАЗа» пришла вслед за интервью главы ГК «Ростех» Сергея Чемезова изданию The Wall Street Journal, в котором тот раскритиковал Андерссона за колоссальные убытки, которые компания продемонстрировала по итогам 2015 года, а также слишком жесткую кадровую политику.

Так, чистый убыток «АвтоВАЗа» по итогам 2015 года составил около 74 млрд руб. против 25,4 млрд руб. убытков в 2014 году.

Со своим приходом швед не раз заявлял, что намерен вывести компанию в плюс, и повторял эти слова еще в феврале 2015 года. Однако разразившийся экономический кризис так и не позволил планам сбыться. Renault за минувший год потеряла от участия в «АвтоВАЗе» около €620 млн. Что касается численности персонала, то его количество с назначением Андерссона в конце 2013 года начало резко снижаться.

Так, по данным официального профсоюза, в начале 2014 года на заводе трудилось около 70 тыс. человек. Сейчас эта цифра составляет примерно 44 тыс. человек.

В феврале текущего года предприятию в Тольятти пришлось перейти на четырехдневку и урезать зарплаты всем сотрудникам на 20%.

В своем интервью Чемезов сообщил, что он не одобрял методы работа Андерссона в кризис. «Я ожидаю, что Андерссон покинет свой пост после того, как совет директоров примет свое решение. Renault планирует отправить одного из своих представителей, для того чтобы он осуществлял оперативное управление», — отметил Чемезов.

Глава «Ростеха» похвалил Андерссона за снижение ряда расходов и запуск двух новых автомобилей. Но, по словам Чемезова, он слишком часто обращался за комплектующими к иностранным производителям вместо местных поставщиков.

«Сейчас нам нужен другой человек, — пояснил Сергей Чемезов. — Пытаясь обеспечить высокое качество продукции, Бу Андерссон отказался от многих российских комплектаторов. Он пошел по очень простому пути, закупая продукцию за рубежом у поставщиков Renault-Nissan.

В связи с падением курса рубля наши расходы значительно увеличились. 75 млрд руб. убытков было сгенерировано под руководством Бу Андерссона».

Также его жесткая кадровая политика и увольнения привели к высокой социальной напряженности в Тольятти, что вылилось в митинги протеста. «Негодование в Тольятти росло. Я предупреждал его несколько раз, чтобы он был осторожнее, но он не понимал», — добавил глава «Ростеха».

Чего ждут от преемника

Пока имя преемника не разглашается. Известно, что должность руководителя «АвтоВАЗа» не раз предлагали нынешнему главе КамАЗа Сергею Когогину, но тот постоянно отказывался. Не стала исключением и нынешняя ситуация. Теперь главными претендентами считаются иностранные менеджеры из альянса Renault-Nissan. Например, в СМИ уже прозвучало имя корпоративного вице-президента Nissan, главы бренда Datsun Венсана Кобе.

В официальном профсоюзе «АвтоВАЗа» признаются, что не могут однозначно оценивать действия Андерссона, и утверждают, что с его приходом было сделано действительно очень многое. Так, выросло качество производимых автомобилей, было налажено производство двух новых моделей, а в текущем году также планируется запуск очередных новинок.

«Сейчас качество наших автомобилей стало выше, чем у Renault, — говорит «Газете.Ru» председатель профкома «АвтоВАЗа» Сергей Зайцев. — Это сделать было не так-то просто, ему пришлось переломить многих на своем пути. Также была проведена серьезная работа по улучшению логистики. Конечно, есть и претензии. Например, его работа с поставщиками, часть которых он просто разогнал, с ними можно было бы договориться по-другому».

От нового руководителя на «АвтоВАЗе» ждут многого. И увеличения зарплат, и сохранения всего лучшего, что принес на предприятие Андерссон.

«Мы не знаем, что это будет за человек, но очень надеемся, что на заводе больше не будет таких массовых сокращений, объем производства увеличится, желательно было бы как можно скорее вновь перейти на пятидневную рабочую неделю, чтобы зарплата была побольше, — рассуждает Зайцев.

— На большее загадывать трудно, мы не знаем, что это за человек и какие задачи перед ним поставит собственник. Было бы здорово, чтобы производство Lada Vesta было в Тольятти. Конечно, в это нужны миллиардные инвестиции. Но большая часть автомобиля все равно производится в Тольятти и оттуда доставляется в Ижевск. Это 600 км пути — расходы на доставку также немалые. Побольше работать с местными поставщиками. Еще Андерссон как руководитель всегда рассматривал все вопросы, которые до него доносили. Да, где-то летели искры, но тем не менее».

В свою очередь, руководитель тольяттинского аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков считает, что найти менеджера для «АвтоВАЗа», которого можно было бы сопоставить с Андерссоном, просто невозможно, и предполагает, что этот пост займет временный управленец.

«Сейчас непонятна будущая стратегия «АвтоВАЗа», — говорит Целиков «Газете.Ru». — Рыночная ситуация плохая, что делать непонятно, и вопросов много, начиная с того, переносить «Весту» в Тольятти или нет. Я жду, что будет развиваться конфликт интересов между «Ростехнологиями» и Renault-Nissan. Renault вообще может забрать свою долю из «АвтоВАЗа» и не финансировать больше все эти убытки».

Говоря о роли Андерссона на «АвтоВАЗе», Целиков подчеркнул, что считает его высокоэффективным менеджером.

«С точки зрения экономической ситуации, то он делал все абсолютно правильно. Он проводил там дни и ночи, выстраивал стратегию на новый модельный ряд, — говорит эксперт «Газеты.Ru». — Что касается социальной стороны, можно было решить все немного по-другому».

Напомним, что новые модели «АвтоВАЗа» пользуются серьезной поддержкой со стороны глав государства. Так, президент Владимир Путин в Сочи прокатился за рулем Lada Vesta. Президент похвалил автомобиль, отметив, что он соответствует всем мировым стандартам, и даже признался, что на горной дороге «чуть-чуть» превысил скорость. Позже премьер Дмитрий Медведев не отказал себе в удовольствии протестировать высокий хетчбэк XRay. Как и президент, глава правительства был щедр на похвалу новой модели.

Отметим, что Альянсу Renault-Nissan принадлежит контрольный пакет акций в Alliance Rostec Auto BV, совместном предприятии с российской государственной корпорацией «Ростех». Совместное предприятие владеет 74,5% «АвтоВАЗа». Renault, Nissan и марка «АвтоВАЗа» Lada совместно производят автомобили в Тольятти и на других заводах на территории России.