Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

История «АвтоВАЗа»: рождение, 90-е, продажа

Волжскому автозаводу исполнилось 55 лет

Ровно 55 лет назад ЦК КПСС и Совет Министров СССР утвердили постановление № 558 «О строительстве завода по производству легковых автомобилей». Эта дата стала днем рождения Волжского автомобильного завода, выпустившего за свою историю около 30 млн машин. «Газета.Ru» вспоминает, как итальянцы помогали в создании «АвтоВАЗа», что происходило с ним в перестройку и почему завод продали альянсу Renault-Nissan.

Необходимость выпуска массового автомобиля, способного удовлетворить растущие потребности советских граждан в личном транспортном средстве, назрела еще в конце 50-х годов прошлого века. В то время выбор у трудящихся был невелик: «Победа» многим была просто не по карману, АЗЛК не успевал отгружать «Москвичи», а «Запорожец» помимо тесноты уже тогда был морально устаревшим. Стране нужен был действительно «народный» автомобиль.

Долгое время советский автопром ориентировался на государственные и военные нужды. Автозаводы, специализировавшиеся на выпуске грузовиков, автобусов и спецтехники, не подходили для массового производства легковой модели. Поэтому появился государственный заказ на принципиально новое предприятие.

После долгих поисков (рассматривались 54 площадки) чиновники остановили выбор на небольшом городке Тольятти в Куйбышевской области. Чтобы ускорить появление завода и создать предприятие, не уступающее западным конкурентам, руководство СССР решило строить новый автозавод в кооперации с иностранными партнерами.

В качестве таковых для будущего автогиганта рассматривались Volkswagen, Renault и Fiat.

В итоге выбор пал на итальянцев, которые взяли на себя обязательства по проектированию и техническому оснащению будущего предприятия, а также обучение персонала. Соглашение о сотрудничестве министр автомобильной промышленности Александр Тарасов и глава Fiat Джанни Аньелли подписали в августе 1966 года.

Работы на выбранной площадке стартовали в начале января 1967 года, получив статус Всесоюзной ударной комсомольской стройки. Стройотряды потянулись на берега Волги из разных уголков СССР. Строительство шло, как тогда говорили, опережающими темпами: цеха возвели в чистом поле в рекордные сроки – за три с половиной года вместо планировавшихся шести лет.

Первым автомобилем, сошедшим с конвейера автозавода 19 апреля 1970 года, стала модель «ВАЗ 2101», созданная на базе Fiat 124. Несмотря на внешнее сходство, в конструкцию советской «Копейки» по сравнению с итальянским прародителем инженеры внесли более 800 изменений. В частности, машина получила барабанные задние тормоза, измененную заднюю подвеску, увеличенный клиренс и модернизированный двигатель. Различные модификации «Копейки» производились вплоть до 1988 года и разошлись тиражом в 4,85 млн штук.

«Копейка» стала самым массовой моделью в истории отечественного автопрома.

Важным этапом в истории «АвтоВАЗа» стал 1977 год, когда на предприятии начался выпуск автомобиля «ВАЗ-2121», он же «Нива». Эта модель стал первой собственной разработкой автозавода. Несмотря на несоответствующий конструкторской моде несущий кузов (вместо опорной рамы), «Нива» ни в чем не уступала, а во многом даже превосходила выпускавшиеся в то время внедорожники. «ВАЗ-2121» стал самым продаваемым в то время за рубежом советским автомобилем.

В некоторые годы до 70% «Нив» отправлялись на экспорт.

В том же году стартовало производство «ВАЗ-2106», второго по популярности советского автомобиля, выпущенного тиражом в 4,3 млн штук.

За год до горбачевской Перестройки на предприятии началась эра переднеприводных автомобилей. В этом году на заводе было налажено производство первой в СССР серийной модели с приводом на передние колеса – восьмерки («ВАЗ -2108»), которую заводчане за характерный передок с заостренным свесом прозвали «Зубило».

Поначалу консервативные советские автомобилисты, привыкшие к заднему приводу, относились к новому автомобилю настороженно. Однако очень скоро водители оценили преимущества новой конструкции, и вскоре «восьмерка», а чуть позже и пятидверный хэтчбек «2109» (производство началось в 1987 году) стали мечтой многих советских автовладельцев.

На закате СССР, в конце 1990 года к ним присоединился и седан «ВАЗ-21099», ставший последней моделью, появившейся на конвейере «ВАЗа» во времена Союза.

Распад СССР не мог не отразиться на крупнейшем в стране автозаводе. Стычки криминальных структур, пытавшихся взять предприятие под свой контроль, серьезно пошатнули автогигант. Тем не менее он боролся за жизнь в экономике новой страны, и у него это получалось, поскольку автомобилизация молодой России была крайне низкой. В 1993 году на «АвтоВАЗе» собрали 15-миллионный автомобиль, а в 1995-м на конвейер поставили первую постсоветскую модель –«ВАЗ-2110».

В конце нулевых из-за финансового кризиса и появления на рынке конкурентов автозавод оказался на грани банкротства. Несмотря на громкие речи о том, что предприятие нежизнеспособно, «АвтоВАЗ» тогда удалось спасти. Прежде всего за счет серьезной финансовой поддержки от государства. В 2008 году завод перешел под контроль стратегического партнера в лице альянса Renault-Nissan.

С этого момента вопрос о национальности «АвтоВАЗа» активно обсуждается в обществе. Многие автоэксперты не без основания утверждают, что Lada уже нельзя считать российской маркой.

Зато в 2010 году предприятие, ставшее частью японско-французского альянса, смогло выйти из затяжного финансового кризиса и показать прибыль. А в 2012 году россиянам предъявили первый результат сотрудничества – модель Lada Largus, в разработке которой активное участие приняли инженеры Renault.

Началом новой истории «АвтоВАЗа» можно считать появление в 2015 году на конвейере моделей Vesta и Xray, созданных в новом фирменном стиле.

Сейчас это одни из наиболее популярных автомобилей на российском рынке. В ближайшей перспективе предприятие планирует выпустить несколько новых автомобилей – в частности, очередное поколение внедорожника Lada Niva и принципиально новое семейство моделей сегмента «В».

«АвтоВАЗ» — единственный из отечественных автозаводов, выпускающих легковые автомобили, сумел адаптироваться к изменившимся требованиям рынка, считает директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков.

«Это полноправный член мирового автопрома, сумевший найти своего потребителя и интегрироваться в современные реалии глобального автомобильного рынка.

Скептики могут утверждать, что после слияния с альянсом Renault-Nissan «АвтоВАЗ» уже нельзя называть отечественным автопроизводителем. Но печальная история «Москвича» и нижегородской «Волги» — яркий пример того, к чему привело желание автопроизводителей сохранить свою независимость», – рассуждает Целиков.

«АвтоВАЗ», потеряв самостоятельность, получил возможность выпускать продукцию, способную на равных конкурировать с моделями других брендов, резюмирует эксперт.

Новости и материалы
Россиянин хранил в доме арсенал оружия и боеприпасов
Илон Маск прокомментировал статью о возможном поражении Украины
На границе с Казахстаном ограничили движение по трассе из-за наводнения
Политолог сообщил о конце эпохи неприкосновенности Израиля
Ирина Безрукова рассказала о сложностях откровенных сцен
В РФ назначат вузы ответственными за проведение экзамена по русскому языку для мигрантов
Белгородский полицейский расплатился за машину билетами из банка приколов
Трамп провел встречу с Дудой
Коммерческим организациям запретят проводить экзамены для мигрантов
Катя Лель рассказала, какой должна быть женщина
Подполье сообщило об ударе по украинской артиллерии на окраине Берислава
Российский боец UFC Царукян пошутил про Путина
В российском городе от посещения школ отстранили не привитых от кори детей
На Украине заявили о возможном дефиците электроэнергии
В Орске из-за аварии на электролинии отключились объекты водоканала
В России разработали покрытие для авиадвигателей, работающих в условиях Арктики
Назван самый дорогой заказ россиянина из-за рубежа в 2024 году
В Германии сообщили о крупном провале Шольца в Китае
Все новости