Пенсионный советник

Легковушки, трактор и самолет: что скрывают воды Байкала

Спасатели МЧС подняли со дна Байкала 92 автомобиля, самолет и вертолет

__is_photorep_included10897814: 1

Почти сто автомобилей, два десятка лодок, несколько снегоходов, трактор и даже два летательных аппарата достали спасатели со дна Байкала в ходе операции по очистке озера. Доставать транспортные средства профессиональным водолазам помогали местные дайверы-любители. Как отмечают в МЧС, в основном в Байкале тонут автомобили рыбаков, которые выезжают на тонкий лед.

В Сибири прошла масштабная операция под подъему затонувших в Байкале транспортных средств «Хрустальная глубина». За 15 лет дно озера превратилось в настоящее кладбище техники: по данным спасателей, в нем утонуло 163 автомобиля, 30 лодок, 14 снегоходов, 5 мотоциклов, трактор и даже два летательных аппарата — вертолет и самолет. Об этом сообщается на сайте ГУ МЧС России по Иркутской области.

«Из них силами наших спасателей было поднято со дна 92 автомобиля, 18 лодок и катеров, 6 снегоходов, 2 мотоцикла, оба легкомоторных воздушных судна и трактор,

— рассказал начальник Байкальского поисково-спасательного отряда МЧС России Семен Белокуров. — Перед началом экоэкспедиции мы составили подробную карту оставшихся в озере объектов».

Реклама

К чистке дна Байкала спасатели готовились заранее: сначала обследовали дно с помощью специального телеуправляемого подводного аппарата и локаторов. После этого закрепили на найденных автомобилях, катерах и воздушных судах накачиваемые воздухом понтоны, с помощью которых и подняли их на поверхность. После этого всех «утопленников» тросом отбуксировали на берег.

После подъема затонувшего транспорта спасатели вместе с полицией ищут собственников или их родственников и предлагают им забрать транспортное средство.

В региональном управлении МЧС «Газете.Ru» рассказали, что тел погибших в автомобилях не было — их спасатели достают сразу после того, как машина уходит под воду. Достать же сам автомобиль после происшествия бывает затруднительно, потому что большая часть таких инцидентов происходит в зимнее время.

«Обычно тонут автомобили рыбаков, которые выезжают на лед в районе мысов, где хороший клев, но лед очень непрочный. Поэтому тела достать удается, а вот поднять затонувшую машину зимой сложно: спасатели не могут выехать на лед, ведь они тоже могут провалиться», — сказали в пресс-службе МЧС.

В ведомстве также отметили, что операции по очистке Байкала проводятся регулярно, причем участвуют в них не только профессиональные спасатели. «Обычно нам помогают дайверы-любители, они обследуют дно около берега и в районе пирсов, поднимают мусор. На берегу тоже работают активисты. У нашего спасательного отряда эта операция уже стала своего рода традицией — начиналось все с учебных погружений в Байкал, в ходе которых водолазы заодно находили и поднимали утонувший транспорт», — сказали в МЧС.

Напомним, что спасатели часто поднимают со дна затонувшие автомобили в разных регионах России, и порой подводные находки оказываются очень таинственными. Так, в конце июля в Чебоксарах любитель подводной рыбалки обнаружил на дне Волги в 35 метрах от берега покрытый слоем ила и ракушками ВАЗ-21099 с погребенными в салоне водителем и пассажиром.

После того как транспортное средство подняли на поверхность и вскрыли, выяснилось, что под водой оно пролежало более 11 лет. По данным полиции, легковушка с молодыми людьми — 25-летним Ильей Жирновым и его 22-летней подругой Кирой Черкасовой — бесследно исчезла 7 декабря 2006 года.

На поиски пропавших тогда были брошены все силы республиканского МВД и подключена общественность. Фотографии молодых людей размещали в СМИ и расклеивали на улицах, водолазы неоднократно обследовали дно реки, так как, по одной из версий, автомобиль мог скатиться в водоем, однако отыскать пару не удалось. По факту произошедшего правоохранители возбудили уголовное дело по признакам ч. 1 ст. 105 УК РФ (убийство), которое долгие годы лежало на полках полицейских кабинетов без движения.

В связи с появлением новых сведений первый отдел по расследованию особо важных дел республиканского управления СК возобновил расследование. Правоохранители должны выяснить, как автомобиль оказался на дне реки.

Как ранее рассказывали «Газете.Ru» в региональном СК, при первичном осмотре автомобиля механических повреждений обнаружено не было, в салоне также нет свидетельств того, что водитель и пассажирка погибли насильственной смертью. Скорее всего, автомобиль просто скатился в реку.

Еще одну необычную находку в январе 2016 года во время учебных погружений в Енисей сделали спасатели из Красноярского края. В одной из проток реки на глубине 5–7 метров водолазы нашли старый седан Mitsubishi Galant. После извлечения автомобиля из воды в салоне были обнаружены тела женщины и мужчины, у которого не было головы. Чтобы извлечь их, спасателям пришлось срезать крышу, так как дверные замки в машине проржавели.

По данным правоохранительных органов, в автомобиле были найдены тела пропавших бесследно в середине девяностых годов жителей Кировского района Красноярска. В 1995 году родственники объявили их в розыск, а в 1996-м по заявлению жены пропавшего мужчины было заведено уголовное дело. Таким образом, автомобиль пролежал на дне реки около 20 лет.

По официальной версии, в водоеме иномарка оказалась в результате несчастного случая — вероятно, она просто провалилась под лед.

«Течение в этом месте довольно сильное, но определить, мог ли автомобиль уйти под воду здесь или в другом месте, сложно, — рассказывали после обнаружения автомобиля в краевом МЧС. — Никаких мостов, с которых автомобиль мог бы сорваться в воду, поблизости нет. Но подъехать к воде можно по берегу — в этих местах много отдыхающих, которые в том числе приезжают на машинах».