Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
Деньги водителей унесло «Автоураганом»

В Вологодской области неисправная камера выписала штрафы 10 тыс. водителей

В Вологодской области неправильно откалиброванная камера около трех месяцев завышала скорость проезжавшим мимо автомобилям и массово рассылала штрафы. В итоге постановления о превышении скоростного режима получили более 10 тыс. автомобилистов. В правоохранительных органах произошедшее называют техническим сбоем. В то же время эксперты утверждают, что некорректная работа камеры в течение столь длительного времени вызывает подозрения.

Камера автоматической фиксации нарушений ПДД «Автоураган-ВС», которая установлена на 80-м км трассы А114 Вологда – Новая Ладога, два с половиной месяца, с 25 ноября 2016 года по 9 февраля 2017-го, завышала среднюю скорость проезжавшим по данному участку дороги автомобилистам. В результате штрафы получили более 10 тыс. водителей. Об этом «Газете.Ru» сообщили в областной прокуратуре.

По данным надзорного ведомства, причиной неисправности стало неправильное крепление камеры после проведения очередного техобслуживания.

Через некоторое время от автомобилистов в ГИБДД стали поступать многочисленные жалобы на незаконные штрафы, однако ни в ведомстве, ни в правительстве региона, по данным прокуратуры, долгое время не принимали никаких мер к ремонту системы.

Привести камеру в нормальное состояние смогли только после вмешательства в дело надзорного ведомства. Кроме того, прокуратура поручила МВД восстановить нарушенные права водителей и отменить выписанные штрафы.

После этого в областной Госавтоинспекции заявили, что будут проводить отдельное разбирательство по каждому случаю. В свою очередь, в законодательном собрании региона заявили, что усилят контроль за работой камер автоматической фиксации нарушений.

Один из разработчиков госстандартов для дорожных камер Григорий Шухман в беседе с «Газетой.Ru» пояснил, что «Автоураган-ВС» измеряет скорость автомобилей по времени, за которое машина проезжает заранее известное расстояние.

«При установке камеры калибруется участок, на который она смотрит, а также фиксируется контрольный кадр. Но если в процессе эксплуатации происходит поворот камеры вниз, то заложенная в ней геометрическая модель зоны контроля изменяется.

Проще говоря, если расстояние между двумя точками дороги на снимке при калибровке составляло, например, 50 м, а после поворота вниз стало соответствовать 30 м, то расчетная скорость увеличится»,

— пояснил эксперт, добавив, что подобные смещения камер случаются довольно часто.

При этом, по его словам, большинство водителей в России ездят на скоростях, близких к ограничениям, из-за чего после получения штрафов многие из них допускают, что действительно могли нарушить скоростной режим. К тому же многие автомобилисты предпочитают оплатить штраф со скидкой 50%, а не тратить время на его оспаривание.

В то же время источник на рынке систем фотовидеофиксации нарушений рассказал «Газете.Ru», что такой длительный период некорректной работы камеры не мог остаться незамеченным компанией, которая обслуживает эти системы.

«Если обратиться к статистике нарушений, которые фиксирует определенная камера, мы увидим, что эта цифра практически неизменна. Если в какой-то момент количество нарушений сильно вырастает или падает, это первый сигнал, что с камерой что-то не так. Вероятно, на это просто закрывали глаза», — предположил источник.

По словам собеседника «Газеты.Ru», иногда такие сбои обслуживающие компании устраивают специально.

«Во многих регионах действуют концессионные соглашения, и составлены они зачастую таким образом, что выплата концеденту напрямую зависит от количества собранных штрафов. В таком случае логика подобных превышений становится понятна», — сказал источник.

Собеседник «Газеты.Ru» также отметил, что бороться со специальным «подкручиванием» камер можно только на законодательном уровне, введя ответственность для инспекторов и компаний-операторов.

«Пора вводить серьезную ответственность для операторов, которые обслуживают эти системы фотовидеофиксации. Вот инспектор выписал штраф за тень на сплошной линии — должен получить административный штраф. А если это происходит регулярно, к ответственности надо привлекать и директора компании. Вот тогда все будет в порядке, камеры не будут ломаться», — подытожил специалист.

Сбои в работе систем фотовидеофиксации нарушений происходят довольно часто. Так, например, в апреле 2016 года на Кутузовском проспекте в Москве камера той же модели в течение нескольких дней значительно завышала реальную скорость автомобилей. По сообщениям незаконно оштрафованных автомобилистов, разница в некоторых случаях достигала 25 км/ч.

Часть водителей, не согласившись с полученными штрафами, сумела их обжаловать, но большинство, вероятно, просто заплатило по 250 руб. Примечательно, что в Москве ошибку камеры исправили довольно оперативно.