Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Госдума проверит среднюю скорость

В Госдуме начали бороться с незаконными штрафами с камер за превышение скорости

Даниил Ломакин 29.11.2016, 12:04
Егор Алеев/ТАСС

Как стало известно «Газете.Ru», в Госдуме посчитали незаконным привлечение автовладельцев к ответственности за превышение скорости, фиксирующееся дорожными камерами. Речь идет о штрафах с комплексов, которые определяют среднюю скорость движения автомобиля. В нижней палате отмечают, что КоАП не предусматривает наказания за такое нарушение и водителей наказывают некорректно. Правовую оценку ситуации дадут в Генпрокуратуре.

О том, что такие штрафы за превышение скорости могут оказаться вне закона, «Газете.Ru» рассказал председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов.

«В ряде регионов автомобилистам выписывают штрафы за так называемое движение со средней скоростью, — говорит Нилов. — Но это некорректные расчеты, ведь формально на контролируемом такими специальными камерами участке дороги водитель может, например, превысить скорость и на 60 км/ч и в то же время часть пути, наоборот, ехать медленнее, чем разрешено. Наказание у нас предусмотрено за конкретное превышение на ту или иную величину. Поэтому те статьи, по которым водителей штрафуют, применяются неверно: в КоАП РФ такого понятия, как средняя скорость, вообще нет».

Парламентарий намерен с участием юристов разобраться в проблеме и на этой неделе направить депутатский запрос в прокуратуру и ГИБДД с просьбой дать правовую оценку такой практике.

Нилов также отметил, что уже с учетом позиции ведомств будет понятно, необходимо ли вносить поправки в КоАП, чтобы легализовать такие штрафы.

Отметим, что среднюю скорость движения транспортных средств на российских дорогах измеряют с помощью автоматических комплексов «Автодория», которые производит компания из Татарстана. Такие рубежи контроля соблюдения скоростного режима начали появляться на дорогах около четырех лет назад и сейчас установлены уже в нескольких регионах, например в Москве, Подмосковье, Самарской, Челябинской и Калининградской областях, Татарстане — всего в 11 регионах. Кроме того, «Автодория» планирует внедрить свои комплексы еще в семи регионах, например в Санкт-Петербурге и Крыму.

В отличие от более распространенных в России комплексов, которые фиксируют мгновенную скорость движения транспортного средства, «Автодория» замеряет время проезда по участку дороги. Так, два комплекса устанавливаются на участке дороги, при этом расстояние между камерами может быть от 250 м до 10 км. Каждая камера фиксирует госномер проезжающего транспортного средства, время проезда и координаты. Затем эти данные поступают на сервер, после чего вычисляется средняя скорость движения машины, с которой было преодолено расстояние между точками. После этого автовладелец получает штраф по ст. 12.9 КоАП РФ, по которой также штрафуют за мгновенно зафиксированное превышение скорости.

В самой «Автодории» проблем с привлечением автовладельцев к административной ответственности по материалам, полученным таким способом, не видят и отмечают, что еще в феврале 2013 года правительственная комиссия по безопасности дорожного движения решила, что для применения системы в промышленной эксплуатации необходимости внесения поправок в КоАП РФ нет.

Эксперты отмечают, что, несмотря на эффективность таких дорожных комплексов, менять законодательство все же надо.

«С точки зрения буквалистики привлекать нарушителей по действующему КоАП за превышение средней скорости нельзя, — говорит «Газете.Ru» эксперт по фотовидеофиксации Сергей Ласкин. — И это не проблема комплексов, а проблема законодателей. Не понимаю, почему до сих пор не внесли необходимые поправки. В других странах, например в Шотландии и Великобритании, тоже штрафуют за среднюю скорость, но там это прописано в законах».

При этом собеседник уверен, что замер средней скорости — наиболее правильный и эффективный инструмент контроля за соблюдением водителями скоростного режима.

«Это единственный верный способ фиксации нарушений. Работающие по другому принципу дорожные комплексы вызывают много вопросов, в том числе и в контексте аварийности.

Даже на трассе перед камерами многие водители начинают резко тормозить, чуть ли не до 60 км/ч, создавая аварийные ситуации. Кроме того, комплексы, меряющие среднюю скорость, и стоят значительно дешевле обычных, и погрешность у них нулевая», — говорит Ласкин.

Глава «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин уверен, что штрафы автовладельцам за слишком высокую среднюю скорость незаконны. «Нарушение должно быть конкретно, с указанием точного времени и места, — поясняет Похмелкин «Газете.Ru». — Некий средний ориентир — серьезное отклонение от требований закона.

Такие постановления должны обжаловаться, но массово автовладельцы это не делают: все знают, что судьи не встают на сторону водителей».

Собеседник отмечает, что ситуацию не исправит даже внесение в КоАП поправок, уточняющих ответственность за превышение средней скорости. «А потом, представьте, еще в Уголовный кодекс введут ответственность за какое-нибудь среднее преступление», — говорит он.