«АвтоВАЗ» спасут молодые женщины»

Глава «АвтоВАЗа» Николя Мор рассказал о работе предприятия и его планах

Алина Распопова 03.11.2016, 17:03
Глава «АвтоВАЗа» Николя Мор у автомобиля Lada XRay Cross Concept Артем Сизов/«Газета.Ru»
Глава «АвтоВАЗа» Николя Мор у автомобиля Lada XRay Cross Concept

Молодые амбициозные менеджеры должны помочь работникам «АвтоВАЗа» поверить в будущее предприятия, уверен его нынешний глава — француз Николя Мор. В эксклюзивном интервью «Газете.Ru» он рассказал не только о планах предприятия по созданию автомобилей на новой платформе и работе над автоматической коробкой передач, но и о своей семье, а также о своей вере в женщин.

Проигнорировав место в центре стола на официальном ужине, глава «АвтоВАЗа» окидывает компанию взглядом, узнает меня и с фразой «о, эта леди отлично говорит по-английски» подсаживается рядом. Действительно, «Газета.Ru» уже делала одно из первых интервью с новым главой тольяттинского автогиганта во время Московского автосалона, а после Парижского моторшоу мы пересеклись с Мором в аэропорте у стоек бизнес-класса.

Глава компании в отличном настроении — шутит про кабриолеты «АвтоВАЗа», которые можно было бы сделать из Largus, и делится историями из жизни. Мол, пробовал пострелять, но не пошло. А вот младшей 16-летней дочке понравилось — Мор показывает ее фото с автоматом Калашникова в окружении телохранителей. Жена и три ребенка нового топ-менеджера живут в Париже — они успели несколько раз побывать в Москве, но до Тольятти пока не добрались.

«Летаю к ним по возможности, а отсюда отправляю фотографии, например, с конвейера в рабочей одежде», — с гордостью делится Мор. Оказалось, что он настоящий фанат ретроавтомобилей, хотя в Париже ездит на скромном Duster с «механикой». А еще француз очень прост в общении, чем мы, конечно, воспользовались.

Артем Сизов/«Газета.Ru»
Артем Сизов/«Газета.Ru»

— Месье Мор, когда на «АвтоВАЗе» происходила очередная смена руководства, можно сказать, что завод погрузился в депрессию — все очень боялись, что же принесет новый руководитель. Как сейчас дела с корпоративным духом и атмосферой?

— Недавно я встречался с работниками цеха, где изготавливают инструменты. Увидел, что рабочие посадили в цеху цветы и деревья в специальных горшках. Женщины улыбались мне, они были рады показать, что они сделали. Я бы очень хотел вернуть веру и гордость за предприятие и сам Тольятти.

Все постоянно слышат эти слова — моногород, «АвтоВАЗ», нет денег… Нужно верить, что будущее есть и что оно хорошее.

Многое в этом плане зависит от менеджеров. Когда руководители молоды, свежи, они готовы вдохновлять людей, вести их за собой и менять их восприятие. И никакого подхода наподобие «я босс, а ты мой раб». Ведь во времена СССР так и было кругом — был самый большой босс, начальник поменьше и еще куча небольших начальников.

Что касается меня, то я часто встречаюсь с сотрудниками — представляюсь им как Николай Иванович, им это очень нравится! И начал учить русский язык — пока, правда, был только один урок.

— У меня есть теория — на «АвтоВАЗ» приглашают иностранцев, и те соглашаются только потому, что до конца не представляют, что здесь происходит...

— 25 лет назад мне было очень интересно, что происходит на «АвтоВАЗе». До того как рухнул «железный занавес», мы считали, что Lada и Skoda — лучшие автомобили. А Dacia была не так хороша. В целом история у обоих предприятий схожа. Конечно, Dacia меньше, а в советские времена автомобили Lada считались более качественными, чем Dacia. Сейчас ситуация противоположная. Renault приобрел Dacia в 1999 году. С тех пор мы сделали первый Logan, второй Logan, Duster, второй Duster и так далее. Теперь автомобили Dacia отвечают требованиям большинства стран.

На то, чтобы сделать то же самое с «АвтоВАЗом», уйдет некоторое время, но я не вижу никаких причин, чтобы предприятие не повторило этого успеха и, может быть, даже превзошло эти результаты.

Что касается меня, то я до последнего момента не знал, что меня сюда пригласят. Но когда я работал в Румынии, особенно лет десять назад, ситуация была для меня во многом похожа на то, что я встретил в Тольятти. Там было сильно коммунистическое наследие.

Поэтому сейчас на «АвтоВАЗе» я хотел бы видеть больше молодых менеджеров. И больше женщин!

— Женщин? Неожиданно.

— Они более аккуратны, точны. Они сильнее заботятся и о людях, и о машинах. Это как с вождением автомобиля — они относятся к этому более ответственно. Поэтому у нас и появилась Елена Фролова, наш антикризисный топ-менеджер. Это первая женщина-руководитель уровня VIP на «АвтоВАЗе» за последние 12 лет.

— Насколько силен сейчас бренд Lada в России, а также в плане того, чтобы экспортировать автомобили в ту же Европу?

— Имидж Lada должен крепнуть. Нам удалось сделать это с Dacia — сейчас румыны действительно гордятся своей отечественной маркой.

Моя мечта — сделать так, чтобы русские точно так же гордились своей Lada.

Ситуация улучшается, мы создаем новые модели и идем в правильном направлении. При этом результаты нашей операционной деятельности растут, хотя убытки, конечно, пока есть. Что касается экспорта, то пока рано об этом говорить в полном смысле этого слова. Европейский рынок непрост в части госрегулирования, требований по безопасности и экологических норм.

Сейчас можно говорить, что нашими автомобилями интересуются в Германии, Румынии, Азии, но объемы пока небольшие. Хорошее будущее в Европе есть у Lada 4х4. Мы, безусловно, просчитываем варианты и с другими моделями.

Артем Сизов/«Газета.Ru»
Артем Сизов/«Газета.Ru»

— Чиновники постоянно подталкивают вас — нужно больше экспортировать автомобили Lada. Но при этом они не ездят на них сами, не дарят их нашим олимпийским чемпионам…

— Ну, это не совсем так. Так, мы подарили автомобили четырем девушкам из гандбольной команды, которые завоевали медали на Олимпиаде. Также мы ведем переговоры в этом направлении и с федеральными и с местными госорганами.

Конечно, мы хотим поставлять наши автомобили и для армии, и для полиции, и другим госструктурам.

Мы можем убедить их, что покупка автомобилей Lada — это хорошо не только для имиджа марки и российской экономики, но и в целом для самих заказчиков.

— Lada XRay — это последний автомобиль на платформе B0?

— Сейчас альянс работает над новой платформой, которая должна быть готова к 2020 году. Это принесет больше современных технологий. Но вам придется подождать XCode, который мы показали на Московском автосалоне. Он будет построен на новой платформе.

— Все-таки XCode — это прототип будущего внедорожного автомобиля, который когда-то пойдет в серию, или же это будущее видение дизайна? Версии постоянно расходятся.

— Ну… Это будет не внедорожник. XCode дает представление того, каким будет автомобиль в нише между моделями Kalina Cross и XRay. XCode — примерно такого же размера, как и XRay, даже поменьше.

— Вы говорили, что не хотите много платформ в будущем…

— Будет платформа 4х4, одна «особенная» платформа и еще одна-две помимо названного. Это как раз то направление, которое лоббирует мистер Морозов (Александр Морозов, заместитель министра промышленности и торговли. — «Газета.Ru»).

— Сейчас Минпромторг лоббирует также локализацию автоматических трансмиссий…

— Да, и я верю, что это хорошая идея. Если вы хотите достичь высокого уровня локализации, без выполнения этого условия достичь таких планов невозможно.

Сейчас у нас есть трансмиссия АМТ, и мы работаем над следующей опцией — автоматической коробкой («не роботом»). Это займет около четырех-пяти лет.

— Речь идет об автоматической коробке именно от «АвтоВАЗа» или же она будет сделана в партнерстве с альянсом?

— Хммм (многозначительно смотрит вверх).

— Минпромторг также предлагает автокомпаниям объединяться для создания совместных производств автоматических коробок передач и даже двигателей. Возможно ли такое партнерство между конкурентами, на ваш взгляд?

Артем Сизов/«Газета.Ru»
Артем Сизов/«Газета.Ru»

— Успех и смысл выпуска некоторых компонентов напрямую зависят от объемов. Если мы говорим о производстве автоматической коробки передач, то это минимум 300 тыс. единиц одного типа. И сил одного автопроизводителя для покрытия такого объема, конечно, недостаточно. Нужен консорциум. В теории это очень хорошая идея.

Нам, как альянсу, реализовать такое будет довольно несложно, сейчас к нам присоединяется даже Mitsubishi. Но вопрос в том, как это смогут сделать другие бренды.

Может быть, это получится у корейцев — Kia и Hyundai. Другим будет еще труднее.

— Для «АвтоВАЗа» завоевать клиентов из Москвы и Санкт-Петербурга — это дело чести? Ваша команда постоянно акцентирует внимание на доле продаж в этих городах.

— Если вы хотите занять существенную долю рынка, то не можете игнорировать крупные города. Конечно, внутри Садового кольца нам будет не так-то просто продать много автомобилей, но за его пределами есть высокий потенциал. Мы хотим также завоевывать и небольшие города, поскольку не собираемся покидать бюджетный сегмент и продолжим делать автомобили дешевле 400 тыс. руб. Сила бренда Lada в том, что дилеры марки есть повсюду, можно с легкостью достать необходимые запчасти где угодно.