Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
В России компенсаций за «дизельгейт» не будет

Россия стала единственной страной, где Volkswagen не накажут за «дизельгейт»

Wikimedia Commons
Как стало известно «Газете.Ru», Россия может стать единственной страной, где Volkswagen избежит наказания за «дизельгейт». Огромные штрафы концерн выплачивает во всем мире, но в России оказался избавлен от этого. Ситуацией уже заинтересовались в Госдуме: там обратятся за разъяснениями в Минпромторг и Генпрокуратуру. Глава Минпромторга Денис Мантуров считает, что Volkswagen российских законов не нарушал. В Росстандарте считают иначе.

Как выяснила «Газета.Ru», российские чиновники не намерены штрафовать Volkswagen за нарушения экологических стандартов в рамках «дизельгейта» — скандала вокруг немецкого концерна c программным обеспечением (ПО) дизельных двигателей, которое в десятки раз занижало при тестировании показатели вредных веществ в выхлопе. Скандал стоил должности главе концерна Мартину Винтеркорну. Лишились должностей еще десятки топ-менеджеров, а сам концерн по итогам 2015 года утратил звание крупнейшего автопроизводителя мира. Только в США Volkswagen грозят штрафы на десятки миллиардов долларов, не считая исков от автовладельцев.

Спустя почти полгода после начала «дизельгейта» в США, 12 февраля 2016 года Volkswgaen по тем же основаниям объявил об отзыве почти 43 тыс. машин и в России с дизельными двигателями ЕА189 2009–2015 годов выпуска.

Такое же ПО было установлено на 11 млн автомобилей, продававшихся по всему миру. Во всех странах, где такие машины реализовывались, власти накладывают штрафы из-за нанесенного ущерба экологии и потребителям. Например, министерство юстиции США предъявило гражданский иск к Volkswagen на $90 млрд, а регулирующий орган Мексики уже постановил выплатить в счет государства $9 млн. Оштрафовать концерн намерены в Европе, Китае, Южной Корее, Мексике, ЮАР — на всех рынках, где были обнаружены дизельные модели с шпионским ПО. В России же, несмотря на объявленный отзыв, до настоящего момента никакой официальной информации о соответствии дизельных моделей Volkswagen российским экологическим нормам не было. Также не было установлено, нанес ли Volkswagen ущерб экологии страны и потребителям.

Однако сейчас в Росстандарте признали, что требования Техрегламента все же были нарушены.

«Наши экологические нормы продукция Volkswagen нарушила, — заявил «Газете.Ru» представитель Росстандарта. — Но компания воспользовалась своим правом добровольно исправить нарушения — это разрешено законом. Штраф наложить мы не можем. Да и какой смысл в штрафе? По крайней мере, наша задача — следить за соблюдением стандартов и отсутствием нарушений прав потребителей».

В ведомстве отметили, что не проводили при этом никаких испытаний и делать это не намерены. Таким образом, точными данными о фактах нарушений в Росстандарте все-таки не располагают. «Если бы «Фольксваген Груп Рус» не стал по своей воле проводить отзывную кампанию, то Росстандарт мог бы обязать их сделать это. В такой ситуации мы заказали бы соответствующее исследование, выявили объем нарушений норм по выхлопам и потребовали бы их устранить. Но поскольку компания добровольно исправляет нарушения, тратить бюджетные средства на исследования нет смысла».

Несмотря на позицию контролирующего органа, российский импортер Volkswagen факт нарушений экологических требований в России не признает.

В пресс-службе «Фольксваген Груп Рус» «Газете.Ru» заявили, что компания не нарушила требования российских экологических стандартов, продав на российском рынке более 40 тыс. машин с ПО, которое в 40 раз занижает показатели вредных выбросов в выхлопе при тестировании.

«Предполагается, что все автомобили с этими двигателями, продававшиеся по всему миру в обозначенный период, оснащались соответствующим ПО, — пояснила «Газете.Ru» представитель «Фольксваген Групп Рус» Наталья Костюкович. — Модели с такими двигателями концерн отзывает во всех странах, где они продавались. Мы также объявили сервисную кампанию в России, даже несмотря на то, что никаких нарушений, как в других странах, в России не было».

Пояснить, зачем удалять ПО, если даже с ним автомобили концерна соответствуют требованиям российских законов, представитель компании затруднилась.

В Минпромторге «Газете.Ru» дали понять, что согласны с «Фольксваген Груп Рус», также опровергнув вердикт Росстандарта. Глава ведомства Денис Мантуров в комментарии для «Газеты.Ru» сообщил, что Volkswagen не нарушал законодательство РФ.

«Происходящее вовсе не является чрезвычайной ситуацией, — отметил министр. — Так поступают все добросовестные производители, либо реагируя на нарекания пользователей, либо в случае если сами выявляют какие-то недочеты в своем производстве. И главное — делают это инициативно. Что касается Volkswagen — они не нарушили законодательство РФ об экологических нормах, которые действуют в России и отличаются от тех, которые действуют в других странах — в частности, в США и Европе. Например, у нас «евро-4» действовал до конца 2015 года, а в Европе уже с середины 2014 года был введен норматив «евро-6».

Насколько отличаются экологические стандарты в России и США

Для дизельных двигателей действуют предельные выбросы частиц оксидов азота — NOx (собирательное название оксидов азота). Экологический стандарт «евро-4» (действовал в России до 2016 года) предусматривает, что уровень NOx для легковых автомобилей не должен превышать 0,25 г/км.

Таким образом, по этому показателю действующие экологические нормы в РФ всего лишь в три раза ниже, чем в Европе, где показатель не должен превышать 0,08 г/км. При этом американские эксперты ранее установили, что обманное ПО могло занижать показатель при тестировании в 40 раз.

Что касается США, то там предельно допустимый уровень составляет 0,025 г/км. Превышение в 40 раз — это 1 г/км — в четыре раза больше, чем разрешено действовавшим в России стандартом.

Volkswagen проверит Госдума

Тем временем, как стало известно «Газете.Ru», первый зампред конституционного комитета Госдумы Вячеслав Лысаков готовит запрос по этой теме на имя министра промышленности и торговли, а также в Генпрокуратуру.

«Судя по всему, в России пытаются попросту замять этот скандал, — говорит Лысаков «Газете.Ru». — Если Росстандарт заявляет, что нарушения были, то и «Фольксваген», и Минпромторг должны публично признать этот факт либо провести необходимые тесты и доказать обратное.

Кроме того, профильное ведомство должно четко ответить, какую ответственность понесет «Фольксваген».

Во всех странах, где были выявлены аналогичные нарушения с дизельными двигателями, власти без проблем находили правовые основания оштрафовать концерн, а мы, значит, не можем этого сделать? Это нонсенс!»

Между тем источник «Газеты.Ru» в одной из автомобильных исследовательских госструктур рассказал, что российские чиновники якобы изначально не собирались наказывать немецкий концерн за «дизельгейт».

«Чиновники приняли решение закрыть глаза на нарушение экологических стандартов и не привлекать «Фольксваген» к финансовой ответственности, как делают в других странах, — говорит источник «Газеты.Ru». — Если бы «Фольксваген» у нас хотели оштрафовать, то могли бы это сделать, и даже тесты можно было не проводить. Достаточно было запросить технические данные ЕС по нарушениям норм, посчитать количество машин концерна с конкретными дизельными двигателями в России за определенный период и выяснить, какой ущерб они нанесли экологии».

За нарушения норм можно штрафовать

Юристы уверены, что с точки зрения законодательства проблем с привлечением Volkswagen к ответственности нет. «За нарушение норм экологических стандартов компания может быть подвергнута штрафам, — пояснил «Газете.Ru» руководитель практики разрешения споров ИФК «Горизонт Капитал» Василий Ицков. — Сначала Росстандарт выявит масштаб нарушения, будет подсчитано, сколько именно авто реализовано с дефектом. Будет произведен расчет ущерба экологической среде и выписано предписание в адрес официальных дилеров, а те уже в свою очередь будут решать вопрос с головной компанией.

С юридической точки зрения производитель будет привлечен к эколого-правовой ответственности, скорее всего административной. Государственные органы будут взыскивать с производителя штраф за нанесенный урон окружающей среде.

Однако расчет будет условным, так как реальных прецедентов в России почти нет».

Собеседник уточнил, что в теории Volkswagen может быть привлечен к ответственности со стороны сразу нескольких ведомств — Роспотребнадзора (в случае взыскания морального вреда в пользу покупателей), а также федерального Росприроднадзора.

Связаться с представителями Росприроднадзора и Роспотребнадзора «Газете.Ru» на момент публикации не удалось.

Компенсаций россиянам не будет

О каких-либо компенсациях российским клиентам концерна, которые владеют машинами, попавшими под скандальный отзыв, речи не идет.

«Концерн решил выплачивать компенсации клиентам только на американском рынке, поскольку он специфичен, — поясняет представитель импортера Наталья Костюкович. —

В России никаких компенсаций владельцам машин, которые попали под отзыв, не будет».

В то же время в США Volkswagen предложил владельцам автомобилей с дизельными двигателями компенсацию в $1000 и три года бесплатной помощи на дороге в качестве жеста доброй воли на фоне скандала. В прошлом месяце уже и Еврокомиссия начала добиваться, чтобы компенсации были выплачены миллионам пострадавших от «дизельгейта» европейцев.

Россия же, судя по всему, станет единственной страной, в которой концерн сможет избежать каких-либо последствий за «дизельгейт», за исключением отзывной кампании.