Техосмотру поставили диагноз

Что изменилось за три года после реформы закона о техосмотре

Даниил Ломакин 28.07.2015, 17:50
Елена Пальм/ТАСС

Примерно половина российских водителей не проходят ежегодный техосмотр. Диагностические карты, пришедшие на смену талонам, продаются сервисными центрами, которым в 2012 году ГИБДД передала полномочия по проведению техосмотра, без прохождения самой процедуры. Эксперты отрасли утверждают, что по прошествии трех лет после реформы систему контроля за техническим состоянием российского автопарка так и не удалось установить.

Три года назад президент России Владимир Путин подписал закон о введении диагностической карты техосмотра. С 1 августа 2012 года вступили в силу соответствующие изменения в законы об ОСАГО и техническом осмотре (Федеральные законы 40 ФЗ и 170 ФЗ). Вместе с новым документом, который заменил привычные талоны ТО, функция проведения техосмотра была передана от ГИБДД аккредитованным операторам — частным фирмам. «Газета.Ru» выяснила, что изменилось для автомобилистов после реформ.

В 2012 году ситуация с техосмотром в России была критической. У автовладельцев было лишь две альтернативы получения талона: либо стоять сутки в огромной очереди в ГИБДД, либо платить гаишникам взятку за успешное прохождение процедуры. Согласно опросам, более половины автовладельцев в России выбирали второй вариант, в том числе и из-за нежелания ремонтировать свой не слишком исправный автомобиль. Процедура техосмотра в подразделениях ГИБДД много лет являлась просто коррупционной формальностью: за 5–10 тыс. руб. гаишники оформляли талон вне зависимости от того, в каком техническом состоянии находится автомобиль. Тотальная коррупция стала одной из основных причин для проведения реформы системы.

Жизнь автовладельцев с введением новшества три года назад значительно упростилась. Так, раньше при покупке ОСАГО требовалось иметь талон техосмотра, срок действия которого истекает не ранее чем через полгода — данное ограничение было отменено, и приобрести страховку стало возможно даже в последний день действия карты. Кроме того, если раньше водитель обязан был иметь при себе талон ТО и предъявлять его по требованию инспектора ГИБДД, то после реформы закона такая необходимость была упразднена.

Однако самое важное нововведение заключалось в том, что пройти ТО стало возможно в любом аккредитованном РСА сервисном центре. В результате автовладельцы перестали стоять в многочасовых очередях в ГИБДД, чтобы пройти процедуру.

Снизилась и реальная стоимость техосмотра. Сейчас прохождение плановой диагностики составляет в среднем около 1–1,5 тыс. руб. при себестоимости 750 руб. Однако коррупция не исчезла: примерно за такую же сумму дополнительно операторы могут закрыть глаза на любые неисправности автомобиля.

При этом правительство передало функцию техосмотра коммерческим структурам исходя из той логики, что страховые компании будут заинтересованы в исправности автомобиля и не станут продавать полисы без документа о пройденном техосмотре — диагностической карты.

Однако передача функции контроля в частные руки, по словам экспертов, привела к тому, что многие автовладельцы вообще перестали проходить проверку технического состояния автомобиля — диагностические карты можно купить без всякого ТО как у операторов, так и у страховых агентов.

Как отмечает гендиректор союза «Техэксперт» (объединяет организации, выполняющие техосмотр) Сергей Зайцев, реформа системы техосмотра в России по итогам трех лет показала крайне отрицательные результаты.

«Фактически система не работает, — рассказал «Газете.Ru» Зайцев. — Государство не обеспечило системный контроль. Нет никаких проверок деятельности операторов. Нет четко сформулированных требований к производственной базе, к квалификации экспертов, которые проводят техосмотр. В марте этого года мы озвучивали все проблемы на «круглом столе» в Совете Федерации, но не были услышаны чиновниками».

По словам главы союза, на сегодняшний день техосмотр проходят примерно 20% от 30 млн автомобилей, которые должны по закону пройти проверку (общее количество всех транспортных средств в России превышает 50 млн единиц, но проверке подвергаются только автомобили старше 3 лет. — «Газета.Ru») .

«Таким образом, техническое состояние остальных 24 млн легковых автомобилей реально никто не проверяет. Диагностическими картами просто торгуют и операторы, и страховщики.

Последние, вопреки всем звучавшим ранее заявлениям, не заинтересованы в том, чтобы машина, на которую они выписывают страховку, была исправна. Их интересует только количество продаваемых полисов. В результате в России процветает мошенничество: номера автомобилей просто заносятся в единую базу за определенную плату», — говорит собеседник.

Он отмечает, что основная масса аккредитованных операторов получила свои разрешения незаконно. «Сегодня в России работают около 4 тыс. операторов и только 25% занимаются этой деятельностью законно, а их квалификация и оборудование соответствует всем требованиям», — уточнил он.

По словам собеседника, сложившаяся ситуация привела к росту аварий и, как следствие, росту гибнущих на дорогах людей.

«Если брать число погибших, что за 2012 и 2013 годы ущерб для государства составил 111 млрд руб.»,

— говорит Зайцев.

Слова эксперта об ухудшении ситуации с аварийностью подтверждает и статистика ГИБДД. За прошедшие полгода в России зафиксировано 945 ДТП с погибшими и пострадавшими, причиной которых стала техническая неисправность автомобилей. Несмотря на то что общие показатели аварийности на российских дорогах в последние месяцы снижаются, этот, напротив, ухудшился — на 14,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В такого рода ДТП погибли 172 человека, еще 1364 человека были травмированы.

Профессор Московского автомобильно-дорожного института и эксперт по контролю технического состояния транспорта Сергей Мороз также согласен с тем, что реформа закона негативно сказалась на аварийности. «Автомобили, принадлежащие гражданам, с точки зрения технического состояния еще не самое страшное, — рассказал «Газете.Ru» Мороз. —

Отсутствие контроля более серьезно сказывается на состоянии транспорта, которым владеют коммерческие организации.

Такой транспорт дольше всего остается на дорогах, но хозяин этих автомобилей не будет вкладывать деньги в их ремонт, если это никто не контролирует. Поэтому самые страшные аварии в России происходят именно с коммерческим транспортом».

В свою очередь, представители крупных страховых компаний не согласны с тезисом о том, что исправность страхуемых автомобилей для них не важна, а приоритетной задачей является лишь количество проданных полисов.

Так, вице-президент «Ингосстраха» Илья Соломатин отмечает, что страховщики заинтересованы в том, чтобы аварий из-за технических неисправностей автомобилей было как можно меньше.

«Мы очень четко отслеживаем партнеров, с которыми работаем. И если выясняется, что фирма просто продает диагностические карты, — прекращаем сотрудничество.

Узнать об этом нетрудно: клиенты сами рассказывают, как получали диагностическую карту, когда приходят к нам за полисом».

Однако собеседник согласен с тем, что контролируется система техосмотра в России сейчас недостаточно, поэтому она функционирует с нарушениями. «С другой стороны, не стоит забывать о том, что было три года назад, когда пройти техосмотр стоило в несколько раз дороже из-за коррупции в ГИБДД», — говорит он.