Автомобильный завод итальянского концерна Fiat в Сербии может ежегодно поставлять в Россию от 50 тыс. до 100 тыс. легковушек. О такой возможности заявил, выступая по телевидению, председатель сербской Торгово-промышленной палаты Миливойе Милетич.
Заявления чиновника последовали после того, как президент России Владимир Путин в ходе своего рабочего визита в Белград в четверг сообщил о готовности обсудить вопрос по беспошлинному ввозу производимых в Сербии автомобилей Fiat в Россию.
«Учитывая наши добрые отношения и с Италией, и с компанией Fiat, и наши теплые, союзнические и близкие отношения с Сербией, мы, мне кажется, могли бы договориться об определенной квоте поставок этих автомобилей на российский рынок», — отметил Путин на встрече с главой правительства Сербии Александром Вучичем.
«Это отличная новость, прежде всего для наших производителей и рабочих, занятых в Fiat, учитывая, что с продвижением этих автомобилей были проблемы»,
— считает Милетич.
Вопрос о беспошлинном ввозе легковушек поднимался правительствами двух стран и раньше. Так, в апреле прошлого года премьер-министр Сербии Ивица Дачич встречался с членами российского правительства для обсуждения возможности льготного ввоза сербских «фиатов».
Между двумя странами на данный момент действует соглашение о свободной торговле, которое было подписано в 2000 году. При этом автомобили пока в список освобождаемых от ввозных пошлин товаров не входят.
Однако если страны договорятся об экспорте машин марки Fiat на российский рынок, то 30-процентные пошлины на автомобили могут быть отменены, и розничная стоимость продукции сербского автопрома на нашем рынке будет существенно ниже, чем на другие импортируемые модели того же класса.
Единственный автозавод в Сербии называется Fiat Automobili Srbija и расположен в 140 км от Белграда. Ранее он носил имя «Црвена Застава» («Красное знамя») и хорошо известен своими легендарными малолитражками Zastava, которые выпускались с 50-х годов и активно поставлялись в США и Западную Европу под именем Yugo. Сам автомобиль, как впоследствии и отечественные «Жигули», был разработан на базе одной из моделей Fiat.
Сейчас это совместное предприятие итальянского концерна Fiat, который владеет 67% акций СП, и правительства страны. Итальянцы выкупили контрольный пакет акций в 2008 году. Решение об инвестировании в завод было принято штаб-квартирой в Турине из-за непросто финансового положения компании: заводы Fiat в Италии приносили только убытки.
Вступая в СП, итальянцы в обмен на налоговые льготы от Белграда обязались не сокращать рабочие места, а также увеличить мощность производства до 330 тыс. автомобилей в год. Но сегодня потенциальные мощности сербского автозавода позволяют производить лишь около 200 тыс. машин ежегодно.
На данный момент с конвейера бывшей «Црвены Заставы» сходят легковушки модели Fiat Punto второго поколения, которая на других мощностях итальянского концерна была снята с производства еще в 2005 году. Кроме того, на предприятии начиная с 2012 года производится и более современная модель итальянского бренда — компактный Fiat 500L.
Уровень локализации производства этой модели составляет 67%. В планах компании на 2015 год значится производство 100 тыс. Fiat 500L. Примерно треть от этого количества планируется экспортировать в США. Однако в связи с последними заявлениями политиков не исключено, что планы предприятия могут быть скорректированы.
Аналитик «ВТБ Капитал» Владимир Беспалов считает, что заявления о возможной отмене пошлин на ввоз сербских «фиатов» носит в большей степени политический характер. «У Москвы традиционно хорошие отношения с Белградом, — сказал «Газете.Ru» Беспалов. – Но вряд ли дело в ближайшем будущем дойдет до заключения соглашения».
При этом эксперт уверен, что, хотя контрольный пакет акций сербского завода Fiat принадлежит итальянскому концерну, для правительства Сербии экспорт в Россию был бы выгоден. «Как минимум на производстве трудятся и получают зарплату сербские граждане», — поясняет Беспалов.
Собеседник также отметил, что, несмотря на кризисную ситуацию на российском автомобильном рынке, он насыщен новыми моделями. «Да, в России сейчас приостанавливается работа автомобильных заводов, происходят сокращения инвестиционных программ автокомпаний, но есть при этом и очень жесткая конкуренция.
Если Fiat и начнет экспортировать автомобили из Сербии, то занять какую-то нишу все равно будет очень тяжело, если только цены на автомобили не удастся сделать очень низкими», — резюмирует эксперт.
Управляющий партнер EURussia Иван Бончев отмечает, что, по статистике, доля бренда Fiat на российском рынке всегда была незначительна, поэтому для конкурентов, работающих в России, возможное соглашение не таит никакой опасности. «На заводе в Сербии производят модель Fiat 500L.
Маленькие машины А-класса не популярны в России, поэтому реализовывать даже по 50 тыс. единиц в год будет затруднительно», — поделился с «Газетой.Ru» своим мнением Бончев.
По его оценке, возможность отмены пошлин на экспорт автомобилей из Сербии составляет 50%. «Скорее всего, подобное соглашение — часть более глобального плана по совместно выгодному экономическому сотрудничеству двух стран», — считает Бончев.