Что изменилось
в Сирии за год

Инфографика
Виктория Волошина
о новых идеях сэкономить
на стариках

Автодилеры просят Минпромторг защитить их от закона

Автодилеры попросили правительство внести поправки в закон «О защите прав потребителей»

Алина Распопова 16.04.2014, 21:43
Гаражный автосервис ИТАР-ТАСС
Гаражный автосервис

Российские автодилеры попросили правительство внести в закон «О защите прав потребителей» понятия амортизации и существенных недостатков, а также исключить огромные штрафы в пользу государства. Лазейки в законодательстве позволили создать целую отрасль, специализирующуюся на судебных тяжбах с дистрибуторами, и вынуждают их полностью возмещать покупателям стоимость неисправных автомобилей без учета амортизации.

Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) направило в Минпромторг РФ письмо с требованием внести ряд принципиальных изменений в действующий закон «О защите прав потребителей» (ОЗПП).

Дилерам не нравится, что

существующее законодательство обязывает их заменять проданный автомобиль на новый в случае выявления покупателем ряда недостатков в течение трех лет со дня приобретения машины и платить огромный штраф в пользу государства.

Лазейки в законе позволили многочисленным юридическим конторам создать целый бизнес на судах с дистрибуторами, что обернулось колоссальными финансовыми потерями для дилеров в это и без того экономически нестабильное время.

Как рассказал «Газете.Ru» президент РОАД Андрей Петренко, абсурдность ряда норм закона «О защите прав потребителей» заключается в том, что даже в случае, если автомобиль признан некачественным, его владельцу должна быть возмещена его полная стоимость.

Согласно действующему законодательству, покупатель имеет право обменять свой автомобиль на новый без учета амортизации в течение трех лет в случае, если при его эксплуатации выявлены некие существенные недостатки либо одна и та же поломка случалась за это время не менее трех раз.

Этот факт должен быть зафиксирован на автосервисе.

Как правило, вопросы о возмещении ущерба в таком случае решаются в судебном порядке, и первыми под удар попадают именно автодилеры. Теоретически в суд можно подать и на самого автопроизводителя, однако в подавляющем большинстве случаев покупателям гораздо удобнее подать иск против конкретного юридического лица, у которого был куплен автомобиль, нежели на далекую иностранную компанию.

Сами дистрибуторы и производители вовсе не отрицают своей ответственности за поставку некачественной продукции. Дело в другом – при возмещении ущерба клиент получает полностью новый автомобиль, без учета амортизации.

При этом каждый год четырехколесное транспортное средство, по оценке Петренко, теряет в цене 15–20%. Помимо этих затрат дилеру приходится уплачивать штраф в размере 50% от стоимости компенсации на счет государства.

Также дилеров беспокоит существующее в законе ОЗПП понятие «существенный недостаток». Несмотря на то что оно фигурирует в пресловутом законе, четкого определения у него нет – таким образом, под него вполне подойдет и постоянно ржавеющая дверь, и поломка двигателя, и проблемы с подвеской.

«Понятие «существенный недостаток» не конкретизируется, — объясняет Петренко. — В законе фиксируется только количество обращений в автосервис. При этом дилер продает только то, что получает от производителя, мы не можем предсказать, когда и какие существенные недостатки могут у него проявиться. Это может случиться через год или два, ведь автомобиль — это технически сложный продукт. Если раньше у вас были циферблаты со стрелочками, то теперь есть жидкокристаллическая панель».

Как признают в РОАД, в последнее время злоупотребление пресловутым законом заметно возросло. Причем

существуют целые регионы, где сконцентрировано огромное количество юридических контор, специализирующихся на судах с дилерами. Эти точки на карте зачастую совпадают с теми субъектами Российской Федерации, где инициируются дела по ОСАГО и различным «подставам», — это Краснодарский край, Ростовская область, ряд соседних регионов.

Главным образом мошенники специализируются на автомобилях дорогих премиальных марок, чтобы получить как можно большую выгоду, в частности на BMW и Mercedes-Benz. Примечательно, что последнее время фиксируется огромное количество обращений по моделям Honda. Но и более «народные» марки также не остаются без внимания.

«Возьмем конкретный случай – клиент покупает автомобиль Range Rover стоимостью 4 млн руб., — рассказывает Петренко. — После чего он обращается в специальные адвокатские бюро, которые специализируются именно на судебных разбирательствах с дилерами. Автолюбителя инструктируют, учат собирать необходимые бумаги и заключения, и через три года он обращается в суд. Суд, основываясь на законе ОЗПП, обязывает дилера заменить существующий автомобиль на новый. В то время как за три года автомобиль мог потерять уже около 50% от стоимости».

В своем письме Минпромторгу члены РОАД предлагают ввести в закон ОЗПП понятие амортизации, дать определение существенным и несущественным дефектам, а также исключить пункт по оплате 50-процентного штрафа в пользу государства.

«Если сравнить наши законы и те, которые существуют в Европе, то они схожи, однако в мировой практике нет такого прецедента, когда не учитывается амортизация, износ продукции.

Введение этого понятия сразу же поставит барьер между недобросовестными покупателями с их партнерами — юридическими конторами и дилерами. Сейчас же дистрибуторам приходится содержать огромный штат юристов, которые постоянно находятся в судах, что является колоссальной финансовой нагрузкой», — отмечается в письме.

Позицию членов РОАД активно поддерживает Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ).

«Этот устаревший закон — болезненный вопрос, мы уже обратились в Роспотребнадзор и ФАС с данной проблемой, — заявил «Газете.Ru» глава комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. — Закон предоставляет очень широкие права потребителям, чем нарушает баланс отношений с производителем, импортером и продавцом. Количество исков потребителей к продавцам значительно увеличилось, и мы отмечаем рост злоупотреблений.

Закон полезен не нормальным людям: кто будет судиться долгое время, ведь судебные разбирательства длятся минимум полгода.

Дело в том, что образовалась целая высокодоходная отрасль, которая специализируются на ведении таких дел. Мы будем добиваться, в частности, введения четкого определения в законе понятия существенного недостатка товара: ведь сложилась ситуация, когда существенным недостатком признается совокупность двух несущественных».

Исполнительный директор компании Business car Илья Пименов в разговоре с корреспондентом «Газеты.Ru» назвал действующие законодательные нормы «дурацкими».

«Представьте, я езжу три года на машине, потом у меня что-то сломалось или я что-то специально там подстроил, — говорит Пименов. — И с помощью неких связей в судейских кругах мне помогут выиграть дело и заменить автомобиль на новый, вернут деньги. А то, что машина ездила три года по нашим дорогам, никого не волнует. Я согласен, что, если товар некачественный, его надо менять или чинить, но амортизацию необходимо учитывать!

Это ведь не телевизор, который стоит на тумбочке, а сложное технической устройство, работающее в очень жестких условиях. Он ездит по грязи, соли в сложных температурных условиях и, как любое техническое изделие, имеет свойство ломаться. А наш закон доводит ситуацию до абсурда.

И есть целые компании в Ростове, в Краснодаре, которые специализируются на подобных делах. Мы выстроили мощную систему, чтобы ограничивать такие ситуации, но на это работает целый департамент, что стоит денег — экспертизы, выезды, суды. Если изделие на самом деле с дефектом, мы всегда идем покупателям навстречу, но не в случае подобных наездов».

Как сообщили «Газете.Ru» в РОАД, ответ из Минпромторга они пока не получили.