Дорога полетит к миллиардам

Чиновники потратят 45 млрд рублей на дороги к самому «беспробочному» аэропорту Москвы

Марина Лысцева/ИТАР-ТАСС
На кардинальное улучшение транспортной ситуации в районе аэропорта Домодедово понадобятся дополнительные 45,5 млрд рублей. Эксперты сомневаются в необходимости строительства к аэропорту сразу трех магистралей, что может быть сделано в рамках развития Московского авиаузла. Ситуация с подъездом к аэропорту пока одна из самых благополучных — основные пробки на пути к аэропорту возникают в пределах Москвы, а действующая магистраль к авиаузлу еще до модернизации легко справляется с нагрузками.

Многомиллиардные бюджетные расходы на развитие Домодедово планируются в рамках развития Московского авиаузла. Информация о них появилась в сообщении ИТАР-ТАСС со ссылкой на материалы Минтранса РФ и правительств Москвы и Московской области. Таким образом чиновники отреагировали на поручение президента Владимира Путина, который 3 июля провел соответствующее совещание.

В частности, чиновники планируют за 15 млрд рублей реконструировать саму автодорогу А-105, ведущую к крупнейшему аэропорту России.

Трасса является ответвлением от Каширского шоссе и ведет только к терминалу. Сейчас «Росавтодор» приступил к строительству развязки на 43-м километре этой магистрали. Ее планируют завершить к 2015 году, однако денег на общую реконструкцию дороги, как говорится в материалах, пока нет — профинансированы лишь проектные работы.

Деньги должны найтись после окончания госэкспертизы проекта, затем проект реконструкции включат в федеральную адресную инвестиционную программу.

По данным ИТАР-ТАСС, власти готовят еще два альтернативных варианта транспортного обеспечения Домодедово. Один из них пролегает через Липецкую улицу в Москве, автодорогу М4 «Дон» с возможностью подъезда к аэропорту через дорогу Подольск — Домодедово — Раменское — ЦКАД. В материалах чиновников отмечается, что деньги на реконструкцию Липецкой улицы есть и она будет проведена в 2015–2016 годах. А вот денег на реконструкцию дорог по этому маршруту в Подмосковье пока нет. В общей сложности здесь дополнительно необходимо выделить из бюджета 8 млрд рублей.

Второй вариант — проезд через поселок Авиационный и путепровод через железнодорожные пути у платформы Взлетная. Самого путепровода пока не существует — построить его хотят за 4 млрд рублей. Пока не хватает 13 млрд рублей на реконструкцию Каширского шоссе на участках с нулевого километра до поселка Ям. Также нужно финансирование на строительство дороги в обход поселка Авиационный (250 млн рублей) и реконструкцию автодороги мкр-н Авиационный — Лямцино — ММК (5 млрд рублей).

В общей сложности затраты на все три проекта составят более 45 млрд рублей.

«Для реализации общей схемы транспортного обслуживания аэропорта Домодедово по трем независимым автодорогам, а также развития прилегающей инфраструктуры необходимо выделение дополнительного финансирования в размере 45,579 млрд рублей из федерального бюджета», — цитирует агентство материалы, подготовленные по поручению президента.

Однако из сообщения агентства неясно, планируется ли реализовывать сразу все три варианта или нет. Оставаясь крупнейшим по пассажиропотоку аэропортом страны, Домодедово, еще до начала реконструкции дорог, пока не испытывает никаких проблем с транспортной доступностью — многие пассажиры пользуются железнодорожным сообщением с Москвой.

«На пути в аэропорт Домодедово движение по подмосковному участку трассы почти всегда свободно, — рассказал «Газете.Ru» аналитик сервиса «Яндекс.Пробки» Леонид Медников.

— Трасса от МКАД к аэропорту является одной из самых свободных среди радиальных магистралей Подмосковья. Это объясняется тем, что она заканчивается у аэропорта и по ней не едут те, кому нужно дальше.

Таким образом, поток машин здесь не очень большой, и пробок почти нет. Серьезные заторы случаются очень редко — если есть проблемы на М4 «Дон». Тогда многие выбирают трассу в Домодедово в качестве объездного пути, и хвост пробки с проспекта Туполева мешает движению в аэропорт».

Медников отмечает, что пока проблемы на пути в Домодедово возникают в основном при движении внутри Москвы. «Всю вторую половину дня радиальные магистрали Москвы стоят в сторону МКАД, — говорит он. — Особенно загружены трассы восточного и южного направлений, в том числе Каширское шоссе. МКАД в районе съездов на трассу в аэропорт во второй половине дня также часто стоит. То есть, даже если объехать Каширское шоссе по другой магистрали, придется потерять время на МКАД».

В «Росавтодоре» не смогли сказать, сколько все-таки будет подъездов к аэропорту. «Мы запросили дополнительные данные у нашего дочернего подразделения ФКУ «Центравтомагистраль», потому что сама ситуация немного непонятная, — сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе ведомства.

— Раньше они говорили нам, что строительства двух новых альтернативных дорог к аэропорту, о которых упомянуло ИТАР-ТАСС, не требуется.

Поэтому мы сначала сами хотим разобраться, требуется ли все-таки их строить, сколько на это понадобится денег и каковы сроки реализации».

Президент ассоциации дорожных научно-исследовательских организаций Олег Скворцов отметил, что при строительстве тех или иных новых дорог обязательно нужно учитывать экономическую составляющую. «Нужно посчитать, какую отдачу дадут эти два альтернативных маршрута, действительно ли они так нужны, — говорит он. — У нас обычно сперва строят, а уже потом думают, что с этим делать. Взять, к примеру, хрестоматийный мост на остров Русский во Владивостоке, который никогда не окупится.

В ситуации с Домодедово было бы достаточно хорошо реконструировать действующую трассу А-105, то есть построить хотя бы еще по одной полосе в каждом направлении».

Скворцов считает, что цифра в 15 млрд рублей на модернизацию А-105, которая фигурирует в документах чиновников, завышена.

«Надо смотреть, как они считали, без документов сложно что-то говорить, но вообще многовато.

Получается, что километр будет стоить больше миллиарда рублей, а ведь там кругом лес, и при реконструкции почти не придется что-то сносить или выкупать землю под строительство, — говорит Скворцов.

— Затраты есть, но не такого уровня, чтобы сразу столько потратить. Посмотрим, что будет, когда начнутся уже какие-то работы. Ведь что именно они там в итоге собираются сделать, пока еще непонятно».