Что-то не ТО

ГИБДД могут лишить функции проведения техосмотра автомобилей уже в июне 2011 года

РИА «Новости»
Предложение Дмитрия Медведева изъять у МВД функцию техосмотра и отдать ее полностью бизнесу поддержали депутаты и представители ГИБДД. Соответствующий законопроект уже девять месяцев ждет второго чтения в Госдуме: его не пускают «те, кто кормится», а ранее проект раскритиковал сам Медведев. Отменять техосмотр, что также в качестве альтернативы предлагал президент, нельзя, уверены в ГИБДД.

В четверг президент Дмитрий Медведев отреагировал на сложную ситуацию на пунктах технического осмотра транспортных средств, где второй месяц наблюдаются огромные очереди. «Нынешняя система техосмотра транспортных средств изжила себя напрочь, — заявил президент. — Поэтому я хочу, чтобы в этом вопросе был наведен порядок. Есть два предложения: или вообще отменить техосмотр, или сделать его беспроблемным для граждан и, может быть, изъять это из компетенции МВД».

Президент признал, что существующая процедура проведения техосмотра превратилась в фикцию.

«Наши автомобилисты часами выстаивают в очередях. Для чего? Для того чтобы получить никчемную бумажку, смысл которой в том, что эта машина может пока ездить, — рассказал о техосмотре в России президент. — Если машина новая, современная, то такая бумажка ей не требуется, а если это «ведро с гайками», так оно все равно бумажку получит, но уже другим путем».

Сейчас инструментальный контроль автомобилей проводится на территории частных организаций, однако талон все равно выписывает инспектор ГИБДД. В январе 2009 года в Госдуму был внесен законопроект, который полностью исключал из процедуры проведения техосмотра участие МВД. «Весь вопрос — принять законопроект, который давно уже разработан, но никак не принимается: этот закон не предусматривает участие МВД в этой процедуре», — сообщил «Газете.Ru» заместитель руководителя ГИБДД России Владимир Кузин.

Законопроект регламентирует передачу всех функций по проведению диагностики из ведения ГИБДД в руки коммерческих организаций.

Согласно документу, частник сможет не только проводить ТО, но и за отдельную плату устранять обнаруженные неисправности. Центры ТО авторы инициативы предложили организовать в том числе на базе автосервисов.

В июле 2010 года законопроект прошел первое чтение. Затем его продвижение остановилось. «Надо было еще тогда эту процедуру изъять у ГИБДД, — заявил «Газете.Ru» автор законопроекта, глава комитета по транспорту Сергей Шишкарев. — Это закреплено и в законе «О полиции», но МВД не спешило выполнять эту норму, что привело к коллапсу, который сегодня происходит с техосмотром. Мы не можем согласовать второе чтение с департаментами или теми людьми, которые тормозят прохождение этого законопроекта. Те, кто кормится с этого, те и тормозят».

В августе прошлого года Дмитрий Медведев сам критиковал этот законопроект.

Президент посчитал, что одной организации нельзя одновременно разрешить проводить ТО и тут же ремонтировать автомобиль, как предлагалось в инициативе. Тогда эксперты «Газеты.Ru» предположили, что Медведев просто недопонял законопроект, так как между техцентрами будет конкуренция, и если автовладельцу будут навязывать услугу, то он просто может уехать к другому частнику.

Теперь, после жестких комментариев Медведева по техосмотру, закон может быть подписан им уже в июне этого года. «На сегодня вся нормативка готова, закон уже выверен, сверстан и готов к принятию во втором чтении, — заявил Шишкарев. — Если после такого достаточно конкретного и жесткого заявления президента мы между (майскими) праздниками, наконец, получим поправки ко второму чтению, то в мае мы готовы принять и во втором, и в третьем чтении. В июне президент уже может этот закон подписать».

В то же время ни в Госдуме, ни в ГИБДД не поддержали предложение президента совсем отменить техосмотр.

«Какую-то форму техосмотра надо все-таки оставить», — аккуратно прокомментировал слова президента депутат Шишкарев. «Есть нормы международного права на этот счет, есть конвенции технических осмотров, которые должны осуществляться, — прокомментировал замглавы ГИБДД Кузин. — Если мы собираемся соблюдать международное право, то нет (отменять нельзя)». Кроме того, отменить ТО «не так просто»: придется принимать ряд законодательных, нормативных и ведомственных актов, а это «огромная рутинная работа».

В Венской конвенции о дорожном движении говорится, что каждое транспортное средство, находящееся в международном движении, должно быть исправным и удовлетворять техническим условиям, которые подробно прописаны в конвенции. Однако в документе не указано, каким образом техническое состояние каждого автомобиля должно контролироваться.

Органы правопорядка не участвуют в проведении технического осмотра автомобиля практически во всех развитых западных странах.

В Европе эту процедуру проводят коммерческие структуры, в США ТО есть только в 13 штатах из 50. В этом году отменить техосмотр потребовал президент Украины Виктор Янукович и предложил возложить контроль технического состояния на страховщиков, которые больше стражей порядка заинтересованы в исправности автомобиля.

Примечательно, что всего 0,5% ДТП в России происходит из-за технической неисправности автомобиля: в 2010 году из 200 тысяч аварий с пострадавшими только около тысячи произошли по этой причине. Зато, согласно статье 12.1 КоАП, за отсутствие талона ТО автовладельцу грозит штраф до 800 рублей, а инспектор ДПС вправе снять с автомобиля регистрационные номера.