Дилерам разрешили вбелую

Госдума приняла поправки в Налоговый кодекс, исключающие вторичное взимание НДС при перепродаже «бэушного» автомобиля

Тимур Хасанов 21.11.2008, 16:35
Comstock / East News

Госдума приняла поправки в налоговый кодекс, исключающие вторичное взимание НДС при перепродаже «бэушного» автомобиля. Дилеры убеждены, что теперь большинство продаж подержанных машин пойдет через них. Впрочем, по мнению экспертов, экономические перемены не дадут инициативе хода.

В пятницу в Госдуме приняли во втором и третьем чтении проект поправок в Налоговый кодекс, касающихся корректировки вторичного взимания налога на добавленную стоимость (НДС) при перепродаже автомобиля, бывшего в употреблении. Свои действия депутаты мотивируют тем, что из-за этого в России практически не развивается система trade in, когда гражданин, обратившись в автосалон, может с доплатой обменять свой старый автомобиль на новую машину.

Как поясняют авторы законопроекта, первый раз НДС взимается при покупке нового автомобиля у дилера, а второй раз при официальной перепродаже уже подержанной машины через дилера (юридическое лицо). «Заведомая невыгодность такой схемы приводит к тому, что процесс торговли подержанными автомобилями уходит в зону теневой торговли – комиссионных продаж или «оформления по доверенности», поскольку при торговых операциях между физическими лицами объект обложения НДС не возникает», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Согласно поправкам, теперь НДС будет выплачиваться только с той «накрутки», которую сделает дилер при перепродаже «бэушной» машины,

а не со всей стоимости машины, как сейчас.

Депутаты определили, что эта норма будет распространяться на все автомобили, а не на машины старше 3-х лет, как предполагал законопроект в первом чтении.

Дилеры с радостью восприняли эту новость. «Мы давно уже ждем и способствуем принятию этого изменения», — рассказал директор Ассоциации российских автомобильных дилеров (РОАД) Дмитрий Гулин. По его словам, в Европе и Америке почти все продажи «бэушных» машин идут через дилеров. «В то время как у нас они заключаются буквально из в рук в руки, а не через дилеров», — пояснил собеседник. Он уверен, что в связи с этим в России появится цивилизованный рынок продажи машин. «Потребители от этого выиграют, получив гарантии от дилера на «бэу» машину и более низкие цены», — прокомментировал директор РОАД.

Директор по развитию компании Auto-Dealer.ru Олег Дацкиев уверен, что нововведение для дилеров лишь формальность, потому что уже существуют пути ухода от вторичной оплаты НДС. «Российские предприниматели для работы с trade in находили вполне законные способы не выплачивать НДС, например, работали по принципу комиссионного магазина», — говорит эксперт. Все же, по его мнению, облегчение прямой схемы покупки автомобиля поможет в условиях кризиса. «Очевидно, в ближайшее время последуют серии банкротств предприятий, и коллекторные агентства будут продавать корпоративные автомобили в счет погашения долгов. Машины будут отдавать дилерам, и исключение сбора вторичного НДС как раз кстати», — заметил он.

В комиссионных магазинах настроены боле пессимистично и уверены, что исключение вторичного НДС уже ни к чему не приведет и не поможет стимулированию trade in.

«Сейчас система выкупа автомобиля в зачет нового стала невыгодной, потому что в последнее время дилеры сильно уценивают стоимость предлагаемых гражданами «бэушных» машин и получается – человеку необходимо много доплачивать при том, что он отдает не такой дешевый товар», — рассказали «Газете.Ru» в магазине «Автоконсул». Кроме того, для самих дилеров покупка «бэушных» машин в нынешних условиях не выгодна из-за того, что резко сократился рынок продаж. «Если раньше подержанная машина уходила менее чем за один месяц, то сейчас на это нужно более двух месяцев. Телефоны молчат, клиенты не приходят, а если автокредитование окончательно «умрет», то с продажами будет еще хуже», — заметил собеседник.

В «Автоконсуле» также уверены, что принятие поправок не приведет к уходу от «серых схем». «У нас люди не хотят афишировать свои доходы. Те же чиновники и предприниматели никогда не назовут настоящей цены машины. Иногда доходит до смешного – иномарка за 500 тыс. в договоре прописывается по цене 100 тыс.», — заключил сотрудник магазина.