article
Слушать новости

«Версию теракта до конца отбрасывать нельзя»

Дозаправку разбившегося Ту-154 перенесли из Моздока в Адлер из-за непогоды

Катастрофа Ту-154 Минобороны унесла жизни главного ансамбля Российской армии, журналистов трех федеральных телеканалов, опытных летчиков, офицеров и руководителей военного ведомства. Обломки военного лайнера разбросаны в Черном море на площади больше 10 кв. км. Обстоятельства гибели Ту-154, направлявшегося в Сирию, вызывают у опрошенных «Газетой.Ru» летчиков и специалистов подозрения о взрыве на борту самолета.

Министр транспорта Максим Соколов не стал исключать версию о теракте на борту самолета Ту-154, потерпевшего крушение над Черным морем недалеко от Сочи. По его словам, которые приводит ТАСС, говорить о теракте преждевременно, однако отрабатывается весь спектр причин катастрофы.

Читайте также

Соколов возглавил созданную по поручению президента правительственную комиссию для разбирательства вокруг катастрофы и прибыл для этого в Сочи.

Также министр уточнил, что бортовые самописцы Ту-154 не оборудованы радиомаяками, их придется искать с помощью радиолокаторов.

Технически исправным назвал разбившийся самолет руководитель службы безопасности полетов Вооруженных сил России Сергей Байнетов.

«Самолет был технически исправен. Крайние регламентные работы проводились в сентябре 2016 года», — цитирует его заявление в эфире телеканала «Россия 24» агентство «Интерфакс».

По данным Минобороны, военно-транспортный самолет вылетел из подмосковного Чкаловска в Сирию на авиабазу Хмеймим в воскресенье в 1:38 по московскому времени. На его борту находились 92 человека. Среди них экипаж воздушного судна, военнослужащие, журналисты телеканалов «Звезда», НТВ и «Первый канал», а также артисты ансамбля имени Александрова, которые должны были дать в Сирии новогодний концерт, и известный филантроп Елизавета Глинка.

На борту самолета находился и художественный руководитель ансамбля имени Александрова 64-летний генерал-лейтенант Валерий Халилов, а также директор департамента культуры Министерства обороны Антон Губанков.

Информации о выживших нет. Полный список пассажиров размещен на сайте Минобороны; номер «горячей линии» военного ведомства для их родственников: 8-800-100-18-86.

По пути в Сирию самолет должен был приземлиться на дозаправку в Моздоке, однако по погодным условиям аэродром был изменен на Сочи, уточняют военные. Через две минуты после взлета из аэропорта Адлера возле города Сочи лайнер пропал с радаров. Это произошло в 5.25 по московскому времени, говорится в официальном сообщении Минобороны.

Публичный сервис Flightradar24, позволяющий в реальном времени следить за положением воздушных судов, сообщил об отсутствии у него информации по рейсу Ту-154. «На данный момент мы не получали данных с российского Ту-154, разбившегося после вылета из Сочи», — говорилось в твиттере сервиса утром 25 декабря.

Как объяснил «Газете.Ru» представитель ресурса Flightradar24 Ян Петченик, такое происходит с самолетами, совершающими полеты при выключенных транспондерах (устройствах, передающих наземным службам вторичную радиолокационную информацию о принадлежности воздушного судна и параметрах его полета), однако нельзя однозначно утверждать, был или не был включен транспондер на разбившемся самолете.

«Из-за особенностей S-режима транспондеров на этом типе самолетов, технологии более старой, чем ADS-B, чтобы отслеживать самолет, нам требуется прием сигнала от самолета несколькими приемниками», — пояснил эксперт.

При этом эксперт привел пример маршрута, которым из Сочи в сирийскую Латакию летали российские военные самолеты ранее и который был зафиксирован Flightradar24. По его словам, как и год назад, в силу запрета на полеты над территорией Турции маршруты таких рейсов проходят над Каспийским морем, Ираном и Ираком.

Поскольку Ту-154 садился в Адлере для дозаправки, то возникают сразу две версии: недостатки в техническом обслуживании и плохое топливо, рассказал «Газете.Ru» на условиях анонимности один из экс-руководителей ВВС. Однако, по его словам, в Адлере интенсивное воздушное движение, и некачественное топливо, скорее всего, попало бы в этом случае и в другие самолеты.

«В связи с этим как возможную причину надо рассматривать отказ двигателей. Причем всех трех сразу», — говорит летчик.

При этом источник «Газеты.ru», близкий к конструкторскому бюро (КБ) «Туполев», характеризует самолет как надежный, несмотря на его солидный возраст.

Согласно официальным данным Минобороны, разбившийся Ту-154 был выпущен в 1983 году и находился в эксплуатации в общей сложности уже 34 года. Общий налет — 6689 часов. Последний ремонт самолет прошел 29 декабря 2014 года, а в сентябре 2016 года — плановое регламентное обслуживание.

Глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что потерпевший крушение Ту-154 еще не выработал свой ресурс.

«Назначенный ресурс у этого самолета сегодня 40 лет, а если брать иностранные аналоги, то у некоторых самолетов доходит ресурс до 60 лет, поэтому в авиации совершенно другие принципы назначения ресурса, вопрос наработки до цикла», — заявил Мантуров.

Официально в КБ имени Туполева «Газете.Ru» сообщили, что специалисты уже изучают доступные материалы, связанные с катастрофой, но пока «информации, которую можно было бы комментировать, нет». В КБ также подчеркнули, что за 35 лет эксплуатации Министерством обороны Ту-154 «это крушение — первый случай» для военного ведомства.

Работавшая в день вылета разбившегося Ту-154 смена на аэродроме Чкаловский исключает отказ техники или ошибку пилотирования опытного экипажа, тем более на этапе после уборки шасси и закрылков, рассказал собеседник «Газеты.Ru», знакомый с организацией полетов на этом аэродроме.

В Минобороны, в свою очередь, подчеркнули, что самолетом управлял опытный пилот, летчик первого класса Роман Волков. Его общий налет — около 3,5 тыс. часов. Экипаж разбившегося Ту-154 называли «одним из самых опытных на 800-й авиабазе», писала газета «Известия» со ссылкой на источник в силовых структурах. По данным издания, его члены несколько раз на этом же самолете выполняли роль лидера при перелете Су-30, Су-35 и Су-24 на российскую базу Хмеймим в сирийской Латакии.

Штурман Ту-154 подполковник Александр Петухов, по информации участников профильного форума «Форумавиа», в 2011 году был в составе экипажа, сумевшего посадить буквально кувыркавшийся в воздухе Ту-154.

В том же году он был награжден президентом орденом Мужества «за проявленный героизм при исполнении воинского долга». «В ходе военного совета главком ВВС вручил, в соответствии с указом президента РФ от 5 сентября 2011 года, ордена Мужества экипажу самолета Ту-154 авиабазы Чкаловский. Награды получили командир корабля подполковник Владимир Родионов, помощник командира корабля капитан Иван Халяпин и штурман корабля подполковник Александр Петухов», — сообщалось в заметке газеты Минобороны «Красная Звезда» в ноябре 2011 года.

Произошедшее очень похоже на теракт, считает командир полка военно-транспортной авиации с опытом полетов на Ту-154, с которым побеседовала «Газета.Ru». Он подчеркнул, что, даже если бы пилот совершил ошибку, самолет в воздухе развалиться из-за этого не мог.

«Если самолет разрушился в воздухе (а такие данные есть, обломки сильно раскидало), то уж не теракт ли это?

В хвост подложили бомбу, а взрыв — это сразу утрата управления самолетом, разрушение и падение: многие органы управления находятся в хвосте. Версию теракта до конца отбрасывать нельзя. Поскольку самолет мог сесть и на воду, если бы устойчиво управлялся. Такие случаи были», — рассказал летчик.

По предварительным данным, пилот перед исчезновением с радаров молчал, на землю о пожаре или неисправностях не докладывал, а значит, события на борту развивались стремительно и неконтролируемо — очень похоже на взрыв, объяснил собеседник «Газеты.Ru».

По его словам, причиной катастрофы могло стать также внешнее воздействие — столкновение с каким-то другим объектом. Но пока никаких данных о других объектах в небе в момент катастрофы не появлялось.

Источник РИА «Новости» в спецслужбах сообщил, что органы безопасности и следствие не рассматривают версию теракта как основную. По его словам, на аэродроме Чкаловский «пассажиры и багаж тщательно досматривались и проверялись». Кроме того, о том, что дозаправка будет перенесена из Моздока в Адлер, заранее не было известно.

«На борт поднимались только два пограничника и один таможенник, а из самолета выходил только штурман с целью контроля заправки. Питание на борт не подавалось, а дозаправка осуществлялась штатным персоналом», — сказал источник.

Большой разлет обломков Ту-154 произошел из-за гидроудара, объяснил ситуацию, в свою очередь, источник «Интерфакса» в экстренных службах.

«По всей видимости, при столкновении воздушного судна с водной поверхностью произошел гидроудар, что повлекло за собой большой разлет обломков», — цитирует собеседника агентство.

Причина трагедии — техническая неисправность самолета либо ошибка пилотирования, утверждает председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров, а версия теракта, по его словам, «полностью исключена».

«Самолет Минобороны, воздушное пространство РФ, здесь не может быть такой версии», — категорично заявил Озеров.

Однако собеседники «Газеты. Ru» из числа летчиков напомнили, что сенатор — выпускник Новосибирского военно-политического училища и в вопросах безопасности полетов некомпетентен.

Трехдвигательный самолет Ту-154, разработанный в КБ Туполева, совершил первый полет в 1968 году. Серийное производство этой машины началось в 1970 году, а последний лайнер был произведен в 1998 году. Самолет стал самым массовым реактивным транспортным самолетом в СССР — за всю историю авиастроения было выпущено 900 воздушных судов этого типа. Около 150 из них были поставлены на экспорт, многие продолжают эксплуатироваться, например, в Китае, Белоруссии, Киргизии.

В Словакии Ту-154М используется для передвижения первых лиц государства, в том числе президента.

В 2002 году Евросоюз запретил полеты Ту-154 без специальной модернизации из-за высокого уровня шума. В 2006 году полеты в ЕС были полностью запрещены, за исключением варианта Ту-154М.

С середины нулевых российские авиакомпании начали выводить Ту-154 из эксплуатации. Основной причиной называлась низкая топливная эффективность, которая делала эксплуатацию этих самолетов более дорогостоящей на фоне растущих цен на нефть. Постепенно все крупнейшие российские перевозчики — «Аэрофлот», «Сибирь», ГТК «Россия» — поспешили отказаться от эксплуатации Ту-154. Сейчас единственный коммерческий эксплуатант Ту-154 в России — авиакомпания АЛРОСА (бортовой номер ВС RA-85684).

Поиски на месте катастрофы продолжаются и охватывают район площадью 10,5 кв. км, сообщили в Министерстве обороны. Эта территория разбита на секторы и распределена между задействованными силами, поиск организован в круглосуточном режиме. В операции задействованы 27 кораблей и судов, 37 водолазов, четыре вертолета, БПЛА и телеуправляемые глубоководные аппараты. Всего в поисково-спасательных мероприятиях принимает участие более 3 тыс. человек.

Уже обнаружены более десяти тел погибших и многочисленные фрагменты корпуса разбившегося Ту-154 примерно в 1,5 км от побережья на глубине около 70 м, однако до сих пор не найден фюзеляж самолета.

Следственный комитет России возбудил уголовное дело по факту крушения самолета по статье «Нарушение правил безопасности полетов или подготовки к ним», сообщила представитель СК Светлана Петренко. Руководитель ведомства Александр Бастрыкин уже провел оперативное совещание в Сочи.

Президент России Владимир Путин объявил понедельник днем траура по погибшим.

Поделиться:
Mail.ru
Gmail
Отправить письмо
Подписывайтесь на наш канал @gazeta.ru в Telegram
Подписаться
Новости и материалы
Все новости