Индийский танкер треснул из-за коррупции

В Индии разгорелся скандал из-за коррупции при покупке военных танкеров

Индийский военный танкер треснул в шторм из-за низкопробной стали, перегоняя из России авианесущий крейсер «Викрамадитья». Эксперты полагают, что для производства военного корабля могла быть использована сталь гражданской марки. Расследованием коррупционной сделки по закупке танкеров занялось правительство.

Громкий скандал разгорелся в Индии в связи с расследованием, касающимся закупки в Италии двух кораблей-танкеров для военно-морских сил. Изучением сделки, которая была заключена прошлым правительством Индии, занялся нынешний кабинет министров.

Расследование началось после обращения неназванного бывшего офицера флота, который рассказал о коррупции при заключении крупной сделки. Два танкера, способные перевозить корабельное и авиационное топливо, а также питьевую воду, должны были стать ключевыми приобретениями минобороны Индии,

особенно накануне давно ожидавшейся поставки из России тяжелого авианесущего крейсера «Викрамадитья».

Из показаний офицера следует, что заказчиком искусственно были созданы условия, при которых поставщиком военных кораблей могла стать и впоследствии стала единственная фирма – итальянская судоверфь Fincantieri. Эта верфь имеет 230-летнюю историю, являясь крупнейшим судостроительным предприятием Италии, специализирующимся на гражданских и военных судах. Именно здесь был построен печально известный океанский лайнер Costa Concordia.

Заказ на изготовление двух танкеров для ВМС Индии был размещен еще в 2006 году, заявки на участие в тендере подали три страны: Россия, Южная Корея и Италия. При этом только Россия была готова построить корабли из высокопрочной стали для военных судов (аналог индийской марки DMR 249A). Позднее Индия смягчила требования по прочности стали, после чего Россия отозвала свою заявку.

В 2009 году тендер стоимостью $300 млн выиграла итальянская верфь Fincantieri, в итоге построившая два корабля-заправщика «Дипак» и «Шакти».

При этом использовалась менее прочная сталь, используемая не для военных, а для коммерческих судов, на что позднее указывали индийские проверяющие органы.

А уже в 2014 году индийский вице-адмирал Шехар Синха написал обращение командованию флота по этому поводу. Один из построенных танкеров, «Дипак», сопровождал уже упомянутый ТАВКР «Викрамадитья» по его пути из России в Индию через Атлантический океан в декабре 2013 года, когда произошел инцидент, по всей видимости, связанный с качеством корабельной стали.



Танкер «Дипак». Фото: Indian navy

Танкер «Дипак». Фото: Indian navy

«Когда «Дипак» проходил Атлантику, волнение моря усилилось, и капитан сообщил,

что видел несколько трещин, которые поползли вдоль шва обшивки.

Эти трещины напугали меня и команду. Когда капитан сообщил, что трещины растут, мы связались с командованием и запросили заход в Лиссабон», — рассказал Синха в интервью изданию India Today, которое первым сообщило о расследовании. По его словам, из-за трещин команде пришлось сделать незапланированную остановку, после чего производитель корабля выслал ремонтную команду.

«Это были действительно большие трещины, которые были залатаны, но мы пришли к заключению, что, скорее всего, этого бы не произошло, если бы изначально в корабле использовалась сталь для военных кораблей», — добавил вице-адмирал.

«Викрамадитья» — бывший советский тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Горшков», модернизированный и переданный Дели в конце 2013 года. Он должен стать флагманом индийских ВМФ, по существующему контракту техническое обслуживание крейсера обеспечивает российский завод «Севмаш».

«Я никогда не слышал, чтобы военные корабли делали из стали гражданской марки. Я не знаю ни одного случая, чтобы требования к кораблю были снижены. Это должно быть расследовано. Не могу поверить, чтобы люди во власти намеренно снизили требования к стали без объяснения причин», — заявил адмирал Раджа Менон.

По мнению индийских экспертов, история с танкерами может затмить продолжающий набирать обороты другой скандал, связанный с коррупцией во времена предыдущего правительства. В 2010 году премьер-министр Индии Манмохан Сингх одобрил покупку 12 вертолетов Agusta Westland AW101 в интересах ВВС страны для перевозки высокопоставленных делегаций.

Сумма сделки составила $733 млн, однако в 2013 году стало известно о совершенных откатах минимум в $27 млн,

выплаченных высокопоставленным индийским чиновникам. Сообщалось, что взятки получали председатель партии «Индийский национальный конгресс» Соня Ганди и ряд военных.