«Желтое» воскресенье

Зрители предпочитают смотреть не дорогостоящие программы, а кинофильмы

Фото: East News
Рейтинги программ выходного дня – самый явный признак кризиса отечественного телевидения. Зрители предпочитают смотреть не дорогостоящие программы, которые производят телеканалы, а кинофильмы, иногда весьма старые. Популярностью пользуются лишь откровенно «желтые» проекты.

Рейтинг телепрограммы – среднее количество человек, смотревших ее, выраженное в процентах от общей численности исследуемой аудитории.

Доля телепрограммы – среднее количество человек, смотревших телепрограмму, выраженное в процентах от общего количества телезрителей (тех, кто смотрел хоть какую-то программу) в данный момент времени.

Показатели телеизмерений выходного дня дают самую объективную картину телесмотрения в нашей стране. По данным ВЦИОМа, именно просмотр телепередач является главным видом отдыха россиян. Всего 7% населения отправляется в выходные на прогулку с семьей, 2% куда-нибудь ездят, и только 1% занимается спортом. Остальные остаются дома или едут на дачу.

72% населения России смотрят телевизор каждый день, причем более чем один час.

Таким образом, мы – едва ли не самая телезависимая страна в мире.

Большинство, которое осталось в выходные дома, занимается в основном «листанием» каналов. И по тому, на программе какого канала остановится зритель, можно понять, как меняется с годами общественные вкусы. Как бы ни старались «Первый» и «Россия» перекупить друг у друга юмористические программы и сценарии, как бы ни выплясывали звезды на всевозможных льдах и прочих покрытиях, судя по рейтингам, народу нужно не это. Согласно данным компании TNS Gallup Media, за март 2007 самой рейтинговой программой выходного дня (без учета выходных 31 марта – 1 апреля) стал проект НТВ из цикла «Русские сенсации» под названием «Звездные беспризорники». С долей в 28,7 и рейтингом 11,9 по России эти так называемые сенсации раскрыли зрителям глаза на несчастные судьбы детей отечественных звезд.

Правда, «сенсационные» истории, рассказанные Дмитрием Штоколовым в этой программе, вряд ли были новостью для постоянных зрителей НТВ. Точно те же истории рассказывали в другом проекте канала в начале февраля в программе «Чистосердечное признание», а сюжет о дочери Людмилы Гурченко и вовсе был полностью взят из репортажа того же Штоколова, который прошел в программе «Максимум» несколькими неделями раньше. Тем не менее, именно «Звездные беспризорники» стали лидером эфиров выходного дня в марте.

Если бы не истории о несчастных детях отечественных знаменитостей, безусловным лидером месяца стал бы показ «Ночного дозора» по «Первому каналу» 18 марта. Фильм посмотрели 27,8% всех, кто в этот день оказался у телевизора. Впрочем, история о «темных» и «светлых» лишь несколько разбавила тройку лидеров, поскольку уверенное третье место среди мартовских программ заняло опять же НТВ. Практически с тем же самым проектом – программой «Максимум». Здесь стоит пояснить, что «Русские сенсации» появились на НТВ не так давно – как приложение к программе «Максимум», вслед за которой они и выходят в эфир. И если поначалу «Русские сенсации» пытались хоть как-то соответствовать своему названию, то последние несколько выпусков уже мало чем отличаются от своего старшего брата.

Стоит отметить, что телевизионных экспертов больше всего на сегодняшнем телевидении раздражают именно эти две программы. По данным опросов, некоторые зрители готовы даже согласиться на цензуру, лишь бы запретили программу «Максимум». В обзорах телепрограмм многие телевизионные аналитики уже привычно отмечают, что программа находится за пределами допустимого даже в «желтой» журналистике. Однако программу вряд ли закроют – ни один другой проект выходного дня не собирает таких рейтингов.

НТВ вообще единственный телеканал, десятка лучших показов которого состоит не из художественных фильмов, а именно из программ.

Причем одного формата: четырежды в десятке самых рейтинговых представлены «Русские сенсации», разбавляют их программа «Максимум», «Чистосердечное признание», «Чрезвычайное происшествие. Обзор за неделю», «Профессия — репортер» и «Главный герой».

Другие каналы не могут похвастаться такой же популярностью проектов собственного производства. «Первый» в марте сорвал банк за счет показа обеих частей «Дозоров» — «Дневной…» тоже заработал долю в 24,4% и рейтинг в 8,0. Правда, и шоу «Первого» смотрят достаточно активно: «Цирк со звездами» собрал долю 25,1%, экстремальное шоу «Властелин горы» принесло каналу долю 20,3, а проект «Минута славы» оказался на втором месте в десятке лучших «Первого» — с долей 27,0. Кстати, в десятку «Первого» попала и программа «Воскресное время», и программа «Время», и дважды – «Ералаш».

Таким образом, «Первый», пожалуй, единственный канал, информационные программы которого привлекают по выходным зрителей.

«Россия» не может похвастаться подобными результатами. Большую часть рейтинговой десятки этого канала составляют художественные фильмы. Причем с наибольшим интересом смотрят именно отечественные картины – лидером по «России» стал фильм «Девять дней до весны» по книге Натальи Андреевой с долей 27,3 и рейтингом 9,5. Другой лидер рейтинга «России» — также российский фильм, снятый по книге того же автора: «Комната с видом на огни» собрала долю 25,9 и рейтинг 10,0. С достаточно большим интересом зрители смотрят и повтор сериала «Мастер и Маргарита» (доля 18,3, рейтинг 6,7).

И только программа «Специальный корреспондент» и концерт «Воскресный вечер» отвлекли поклонников «России» от художественных фильмов.

Канал СТС, который позиционируется как ведущий развлекательный, не может похвастаться популярностью программ выходного дня. Ни новые проекты «Свадебный переполох» и «Игры разума», ни старые проекты «Хорошие песни» и «Хорошие шутки» не перебили по рейтингам фильмы, показанные на канале. С наибольшим интересом на СТС посмотрели «Трудного ребенка-2» (доля 14,9, рейтинг – 5,9%). Среди десяти лучших фильмов выходного дня на СТС только один оказался российского производства.

На фоне результатов четырех самых популярных российских каналов телеканал ТНТ стоит особняком. Канал не блещет разнообразием форматов, но пытается развить успех в том, что получается лучше всего.

Например, новый формат юмора, который предлагает своим зрителям ТНТ, пользуется хорошей популярностью.

Первое место в десятке лучших проектов канала занимает вовсе не кажущийся вечным «Дом-2», а юмористическая программа «Наша Russia» с долей в 14,0%. Дважды в десятке представлен и проект Comedy Club. Правда, он отстает от «Дома-2» на один процент по доле и по рейтингу: если у Comedy Club доля 8,8, а рейтинг 1,3, то «Дом-2» собирает уверенные 9,8% всех смотрящих телевизор.

Однако в целом юмор на телевидении стал сильно раздражать население. По данным ВЦИОМа, в 2004 году 16% отечественных зрителей хотели, чтобы юмористических и развлекательных программ становилось на телевидении все больше. А вот в 2006 за увеличение количества юмора на ТВ выступают всего 13%. Раньше именно «Аншлаг» с Петросяном занимали лидирующие позиции в рейтингах праздничных и выходных дней. Сейчас наших зрителей начинают интересовать более прикладные программы. По данным того же исследования ВЦИОМа, 6% зрителей в 2004 году хотели, чтобы на телевидении было побольше ток-шоу на житейские темы, часто с «желтым» уклоном. А в 2006 году их стало уже 10%.

Замыкают список телелидеров каналы с менее внятной программной политикой. Несмотря на ребрендинг и явные поиски нового лица, рейтинги проектов выходного дня канала «Рен ТВ» всего на несколько пунктов отстают от рейтингов ТНТ. Лидирует здесь сериал «Прапорщик» (доля 11,5, рейтинг 2,1), второе место занимает программа «Очевидец» (доля 11,3, рейтинг 2,5), на третьем – снова «Прапорщик». Остальные места в рейтинге «Рен ТВ» поделили художественные фильмы, концерт Михаил Задорнова «Не забывается такое никогда» и программа «Дорогая передача».

Хуже всего по выходным смотрят «ТВ Центр» – первое место по каналу занял проект «Детективные истории. Задержание на загородном шоссе» (доля 8,7%, рейтинг 1), который присутствует в десятке дважды.