Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Полеты шаттлов застряли в пене

Полет Discovery — первый и пока последний полет шаттла после катастрофы Columbia. Оказалось, что $1 млрд и два с половиной года работы по модернизации Space Shuttle так и не устранили главной причины катастрофы в 2003 году.

В среду вечером один из руководителей программы Space Shuttle Билл Парсонс заявил, что NASA откладывает следующий полет шаттла на неопределенное время. В сентябре к МКС должен был стартовать корабль Atlantis, но из-за не совсем удачного старта Discovery агентство решило не рисковать кораблем и жизнями его экипажа. Недавний запуск по программе Space Shuttle показал, что более двух с половиной лет и $1 млрд, затраченный NASA на модернизацию системы, не смогли решить главной проблемы — отпадающих от топливного бака кусков термоизоляционной пены. А значит, риск повторения катастрофы шаттла Columbia снова велик.

Видимо, единственное, что вселяет оптимизм в специалистов NASA, — это то, что куски пены теперь немного меньше, чем в случае запуска Columbia. И термозащитное покрытие Discovery, скорее всего, не пострадало.

Фрагмент, о котором идет речь, был хорошо виден с камер, установленных на шаттле. Он появился в кадре спустя почти три минуты после старта во время отделения внешнего топливного бака. В это время корабль находился уже в верхних слоях атмосферы. Кусок пролетел ниже правого крыла, но, как ясно видно в кадре, о корабль не ударился. Изучив снимки тщательно, в NASA прикинули размеры фрагмента: 55–80 см в длину, 25–35 см в ширину и от 5 до 20 см в толщину. Осколок застывшей пены чуть меньше того, который ударил левое крыло Columbia.

«Назовите это удачей или как бы то ни было, но фрагмент не навредил орбитальному кораблю», — сказал журналистам Парсонс. И в то же время отметил, что если бы пена отвалилась чуть раньше, в более плотных слоях атмосферы, ее ускорение оказалось бы значительно больше, а вероятность удара серьезнее. «Теперь мы должны остановиться и понять, почему после сложной модернизации топливного бака проблема с пеной осталась. А затем нам предстоит все исправить, чтобы этого впредь не произошло, — пояснил руководитель программы. — Понимаете, полет Discovery — в первую очередь испытательный полет. Он показал, что на самом деле работы оказалось больше, чем мы сделали. Мы были не правы».

Как отмечает AP, отвечая на вопросы журналистов, Парсонс «отказался разочароваться в космическом корабле, разработанном еще в 1970-х годах». «Мы думаем, что сможем сделать очередной полет шаттла максимально безопасным, но для этого нужно еще немного времени, — сказал он. — Пока же мы не готовы сказать, когда полетим снова. Я не знаю, когда это может произойти». В то же время руководитель программы не исключил, что полет Discovery может оказаться единственным в этом году.

Он пояснил, что старт корабля Atlantis в рамках спасательной операции маловероятен. Это могло произойти, если бы Discovery получил фатальные повреждения и астронавтам пришлось бы перейти на МКС. «Но Discovery, к счастью, в хорошем состоянии, чтобы спокойно вернуться домой», — отметил Парсонс. Так что с челноком Atlantis и его топливным баком специалисты NASA собираются поработать еще более тщательно и без спешки. Его старт, запланированный ранее на 9 сентября 2005 года, очевидно, не состоится.

Безопасность полета Discovery подтвердил и руководитель миссии Уэйн Хейл. По его словам, обследование корабля еще не завершено, но, судя по предварительным данным, особых повреждений он не получил.

Представитель NASA подтвердил, что термозащитное покрытие челнока незначительно пострадало во время старта: по крайней мере, одна плитка отвалилась на днище Discovery, а от еще одной, той, которая расположена в особенно уязвимой зоне, у дверцы переднего шасси корабля, осталась только половина. Но, как считают специалисты агентства, ни одно из этих повреждений не выглядит особенно серьезным и, по всей видимости, не потребует ремонта на орбите. Осмотр крыльев и носовой части, проведенный астронавтами накануне при помощи сенсорной системы, не показал никаких опасных дефектов.

Тем не менее во время работы на орбите экипаж проведет еще несколько тщательных обследований корпуса корабля, а в этот четверг его днище сфотографируют с борта Международной космической станции. Командир Discovery Эйлин Коллинз подведет корабль к лабораторному модулю американского сегмента, а затем развернет корабль днищем к станции. В это время экипаж МКС-11 Сергей Крикалев и Джон Филлипс проведут его съемку из иллюминаторов. После этого Коллинз вновь развернет корабль так, чтобы его грузовой отсек был направлен к модулю Destiny, и пристыкует Discovery к герметичному адаптеру РМА-2.

%Стыковка шаттла со станцией намечена на 28 июля 15.18 мск.

Сейчас астронавты уже проснулись (на этот раз под песню Луи Армстронга «Wonderful World») и приступили к рабочим операциям.

Новости и материалы
Томский депутат предложила вернуть трудовые лагеря
Сенатор назвал неожиданную сторону разрешения Киеву бить вглубь России
Рублев объяснил, за счет чего ему удалось выбить Алькараса
Подросток побил шесть мировых рекордов и набрал 16,7 млн очков в Tetris
В Москве начали патрулировать мотогруппы спасателей
В США призвали спикера палаты представителей уйти в отставку из-за Украины
Назван вид упражнений, защищающий от депрессии
На демонстрации в Париже взорвали самодельную бомбу
Поселок в Белгородской области подвергся атаке БПЛА
Продолжения FIFA 23 и Ghostrunner в мае войдут в стандартную подписку PS Plus
В США считают, что конфликт на Украине достиг кульминации
Рублев сенсационно выбил Алькараса с турнира в Мадриде
Анна Чиповская рассказала об ограничениях в еде
Ученые впервые показали на фото превращение атомов в квантовые волны
Адвокат предположил, почему в Дубае закрыли дело Промеса
Врач рассказал, как повысить качество сна для профилактики деменции
Парламент Грузии принял во втором чтении закон об иноагентах
Пользователи продолжают отказываться от Windows 11 в пользу устаревших систем
Все новости