На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Не хуже Фандорина

Реальные прототипы героев экранизации романа «Статский советник», премьера которого пройдет 13 апреля, прожили жизнь не хуже Фандорина.

Романы Бориса Акунина, как и фильмы, снятые по его произведениям, просто наводнены реальными историческими фигурами. Причем они не просто упоминаются вскользь — делатели российской истории являются активными и заметными персонажами всех историй о похождениях Эраста Фандорина.

Беда только, что средний гражданин РФ знанием истории обременен в столь же среднем объеме, и часто ему просто остаются невдомек прозрачные намеки Григория Шалвовича. Многие ли зрители «Турецкого гамбита» расшифровали во влюбленном Соболеве – знаменитого генерала Скобелева, угадали под толстеньким фандоринским начальником Мизиновым шефа Отдельного Корпуса Жандармов и начальника Третьего Отделения собственной Е. И. В. Канцелярии Николая Владимировича Мезенцова? Далее везде: Перепелкин — Куропаткин, Конецкий — Ганецкий и т. п.

Меж тем ощущать себя умным весьма приятно. Наблюдаешь на экране, как Соболев в исполнении Александра Балуева делает предложение Вареньке Суворовой, и думаешь сочувственно: «Вот и сведет тебя, Михаил Дмитрич, любовь в могилу.

Помрешь ты ровно через пять лет после описываемых событий, в ресторации «Англия», что располагалась некогда в Столешниковом переулке в Москве, в номере у известной на всю Москву проститутки Ванды, которая после этого никогда не избавится от клички «Могила Скобелева».

И будет хоронить знаменитого 39-летнего «белого генерала», покорителя Туркестана и пленителя армии Вессель-паши, вся Россия, и будут сбежавшиеся со всей губернии мужики твой гроб нести на руках 30 километров, и упокоишься ты с миром в Спасо-Преображенском храме на границе Рязанской и Тамбовской областей».

Чтобы читатели «Парка культуры» могли на предстоящей сегодня премьере «Статского советника» блеснуть предсказанием дальнейшей судьбы героев ленты Филиппа Янковского, мы предлагаем им короткий рассказ о трех героях романа Акунина.

Появляющийся ближе к финалу Великий князь Симеон Александрович в исполнении Александра Стриженова – это младший брат тогдашнего императора Александра III, четвертый сын Александра II, Сергей Александрович Романов. Учившийся истории у С. М. Соловьева, а праву – у будущего обер-прокурора К.П. Победоносцева, он стал известен после той самой русско-турецкой войны 1877–1878 годов, которая теперь долго будет у российского зрителя ассоциироваться с «Турецким гамбитом». Служил в Рущукском отряде под началом брата Александра, будущего императора, участвовал в боевых действиях и даже заработал высокую офицерскую награду — орден Святого Георгия.

В том самом 1891 году, в котором и происходят события «Статского советника», Высочайшим указом Великий князь Сергей Александрович был назначен московским генерал-губернатором. Сменил он на этом посту знаменитого московского «дедушку», князя В. А. Долгорукого (в фильме — князь Долгорукий в исполнении Олега Табакова), которому было уже 80 лет, а управлял «второй столицей» он к тому времени более четверти века, Лужков отдыхает.

Обидевший Фандорина Сергей Александрович до таких рекордов не добрался, властителем первопрестольной он прослужил «всего» 14 лет. И если Долгорукий оставил памятником себе храм Христа Спасителя, то великий князь запомнился основанием соперничающего с Эрмитажем Музея изящных искусств (ныне ГМИИ им. Пушкина) и Исторического музея. Но в памяти потомков он остался не только подвигами в области музейного дела. На нем — «Ходынка». Именно при нем в Москве впервые начали отлавливать «незаконных мигрантов».

Вот только в роли азербайджанцев и таджиков тогда выступали евреи, правдами и неправдами выбиравшиеся из «черты оседлости». Распоряжением генерал-губернатора на них устраивались облавы с целью выдворения на родину, причем в помощь полиции привлекалось и «гражданское население»: за каждого выявленного незаконного еврея дворник получал 3 рубля из специального фонда полиции.

Его деятельность на страже «бывшей столицы» пресекли те самые «бомбисты», послужившие, если верить Акунину, главным орудием в интриге, принесшей Сергею Александровичу пост московского градоначальника. Дело в том, что московский градоначальник ко времени первой русской революции стал фактическим главой придворных «консерваторов» и жупелом в глазах «либеральной общественности». После жестокого разгона студенческих демонстраций 5 и 6 декабря 1904 года ему пришлось уйти в отставку, а эсеры устроили за ним настоящую охоту силами боевой группы Азефа и Савинкова. Она увенчалась успехом — 4/17 февраля 1905 года террорист Иван Каляев бросил бомбу в карету Великого князя, и того буквально разорвало на куски. На месте гибели был установлен памятный крест, который прославился позже. Именно с него после революции 1917 года началось «уничтожение памятников старого режима» — 1 мая 1918 года Владимир Ильич Ленин самолично привязал к нему веревку, и крест сбросили с пьедестала.

Еще два героя романа Акунина – это скромные служащие Московского охранного отделения, коллежский асессор Евстратий Павлович Мыльников и старший чиновник для поручений Сергей Витальевич Зубцов.

В реальной же истории Евстратий Павлович Медников и Сергей Васильевич Зубатов прожили жизнь, достойную отдельного романа.

Медников был из старообрядцев, что называется, «из простых». Малограмотный крестьянин начал службу обычным городовым московской полиции, однако вскоре его природная сметка привела к тому, что его заметили в Охранном отделении и взяли к себе – филером, «топтуном». И не прогадали – к этому делу у него обнаружился блестящий талант. Быстро пройдя все ступени служебной лестницы, он стал заведующим филерской службой московской «охранки» и, по сути, создал новую систему службы наружного наблюдения. Вот как вспоминает о нем бывший генерал-майор Отдельного корпуса жандармов Александр Спиридович:

«Он создал в этом деле свою школу — Медниковскую, или, как говорили тогда, «Евстраткину» школу».

«Лучше его филеров не было, хотя выпивали они здорово и для всякого постороннего взгляда казались недисциплинированными и неприятными. Они признавали только Медникова».

«Медниковский филер мог пролежать в баке над ванной (что понадобилось однажды) целый вечер; он мог долгими часами выжидать на жутком морозе, мог без багажа вскочить в поезд за наблюдаемым и уехать внезапно, часто без денег, за тысячи верст; он попадал за границу, не зная языков, и умел вывертываться».

Позже именно усилиями Медникова и его постоянного начальника Зубатова был создан знаменитый «Летучий отряд» — группа суперпрофессионалов сыска, которая, как «Скорая помощь», высылалась в любую точку Российской империи при всяком громком деле. Медников вместе с Зубатовым перебрался в столицу, где в 1902 году был назначен «заведующим наружным наблюдением всей Империи». В зените карьеры бывший Ванька-постовой дослужился до старшего чиновника для поручений, получил «Владимира» в петлицу, потомственное дворянство и собственный герб, на котором была изображена пчела – символ трудолюбия. Умер в своем имении в 1914 году.

Его многолетний начальник Сергей Зубатов помнится многим одноименным рабочим движением – кто изучал «Историю КПСС», тот наслышан о «зубатовщине». Но Сергей Васильевич занимался не только организацией рабочих кружков. Будущий гроза революционеров начинал как один из них – в юности Зубатов якшался с нигилистами, был исключен из гимназии, организовывал нелегальные кружки, арестовывался полицией, освобождался под залог и т. п. От срока «за политику» его спасло то, что в 1885 году он был завербован жандармским ротмистром Бердяевым и стал секретным сотрудником охранки, в просторечье – «сексотом». С его помощью были взяты многие «бомбисты» и 1889 году, поняв, что разоблачение уже неминуемо, скромный телеграфист переходит на легальную работу в полицию.

И здесь, как и у Медникова, его талант аналитика и организатора раскрылся в полной мере. Зубатов сделал головокружительную карьеру, по сути, именно он создал профессиональный политический сыск в Российской империи, тот самый сыск, который предотвратил множество терактов и сумел внедрить своих агентов в самую верхушку всех радикальных партий.

Беспрецедентный факт – всего лишь через пять лет после начала службы Зубатов, не имея офицерского звания, в 1894 году стал помощником начальника Московского охранного отделения, а в 1896-м – его начальником.

Потом перевод в Питер, в столицу, где он стал руководить политическим сыском в стране, возглавив знаменитый особый отдел Департамента полиции. Кстати, именно с Зубатова Акуниным списаны многие черты князя Пожарского, роль которого в фильме исполнил Никита Михалков.

Невиданно быстрый взлет полицейского «вундеркинда» и его намечавшийся союз с премьер-министром Витте сильно испугал всесильного министра внутренних дел В. К. Плеве, который при первой же возможности отправил полковника Зубатова в отставку. После гибели Плеве в результате теракта Зубатов был прощен, полностью восстановлен в правах, получил солидную пенсию, но на службу больше не вернулся. Узнав об отречении Михаила Романова 2 марта 1917 года, в тот же день застрелился в своей квартире, унеся в могилу все свои тайны.

Новости и материалы
СМИ сообщили о том, что генерал Кувшинов полностью признал вину
На Украине напали на боевиков «Айдара»
Зеленский: из-за русских на переговорах нет никаких значимых результатов
Суд в Петербурге арестовал учителя, обвиняемого в изнасиловании ребенка
В Запорожской области рассказали о последствиях атаки ВСУ на школу в Васильевке
Задержание экс-принца Эндрю оказалось не связано с сексуальным скандалом
Губерниев оценил уровень подготовки Коростелева на Олимпиаде
Армия Израиля озвучила цель ударов по Ливану
Востоковед назвала концентрацию военных сил США на Ближнем Востоке «чеховским ружьем»
Названа сумма, потраченная Польшей на украинских беженцев в 2025 году
Почти 90 БПЛА атаковали четыре российских региона
В российском регионе задерживаются поезда
В Будапеште заметили билборды с Зеленским, просительно протягивающим руку
Силы западной коалиции покинут военную базу в Сирии
В РПЦ предостерегли от «вхождения в раж» при сжигании чучела Масленицы
Американский боец UFC заявил, что не считает Чимаева мужчиной
Адвоката Pussy Riot переобъявили в розыск
Спустя почти 200 лет на Галапагосы вернули исчезнувших гигантских черепах
Все новости