Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Властелин колец»
Мишеля Лермонтова

В театре «Сатирикон» прошла премьера лермонтовского «Маскарада». Владимир Агеев сочинил голливудское зрелище, но всех спасла Нина.

«Маскарад». Эту пьесу еще несколько лет назад невозможно было даже и представить на афише «Сатирикона». Но теперь, когда классика, очевидно, сделалась самым сильным увлечением Константина Райкина и в театре под его руководством идут Островский, Пушкин, Шекспир и Ростан, постановка драмы Лермонтова – уже не такая большая сенсация. Райкин умеет удивлять всем: репертуаром — и у него волшебно, живо, злободневно получается Островский, актерами – при великолепной и молодой труппе берет обворожительных студентов и отдает им и малую сцену и большую. Удивляет даже такой мелочью, как предупреждение для зрителей, чтоб не забыли отключить сотовые телефоны. И прежнее-то «а продемонстрировать свою крутизну вы сможете в антракте» было остроумно, а уж нынешнее… Только запись начинает звучать – смех в зале. Райкин так артистично втолковывает, так иронично трижды повторяет свою просьбу, что тут же в зале начинают звучать аплодисменты, а за весь спектакль – ни одного мобильного звонка – рекорд для драматического театра.

А еще Райкин удивляет режиссурой. И когда ставит сам, и когда зовет других.«Маскарад» он пригласил ставить Владимира Агеева – режиссера, удачно работавшего в Центре драматургии и режиссуры и на прочих небольших сценах, склонного к умствованиям и психоанализу. Лермонтова Агеев разобрал по косточкам, и, к счастью для поклонников классики, все объяснил в приложении к программке. Пересказать его интерпретацию сложно. Если кратко – это борьба темных и светлых сил за право владеть человеком, «апокалипсис близок, а Нина и Арбенин – единственные хранители любви, и дьявол тут как тут».

В общем, все почти как во «Властелине колец»

. Такой вариант «Маскарада» на «ура» прошел бы в Голливуде, если бы у Агеева была возможность его туда представить.

Начинается все с пляски темных сил. Оттанцевав, они собственноручно кладут тот самый злополучный браслет, туда, где его должна найти баронесса Штраль, и злорадно ведут интригу. Чтобы ни у кого не оставалось сомнений, у Агеева карточные игры происходят не иначе как в круге с пятиконечной звездой – демоническом символе, превращающим людей в оборотней. А оборотнями кажутся все неглавные действующие лица спектакля, даже если они просто подают фрукты или дефилируют на маскараде. На премьере главаря темных сил – Неизвестного играл Григорий Сиятвинда, надо ли говорить, что демонизма было предостаточно.

Режиссер не пожалел постановочного великолепия – под потолком глыбы льда, что там мороженое по сравнению с этим — мелочь, даже не стоящая появления на сцене, вместо мебели — мрачные истуканы, которые, как зловещие соглядатаи, передвигаются от кулис к заднику и рампе, а уж костюмы просто феерические.

Герои Лермонтова одеты так, как столичный бомонд рядится на какой-нибудь Хэллоуин.

Тут и маски венецианского карнавала, и полуобнаженные в стиле «Мулен Руж», и монашки с кнутами, и злобные клоуны с шапочками на пружинках.

Но демонизм сыграл с «Маскарадом» злую шутку. Режиссер, что называется, пересолил. Его Арбенин (Максим Аверин) в какой-то момент, чтобы продемонстрировать, как его закрутил рок и как мощно он охвачен бесами, даже начал двигаться как робот-инопланетянин. Баронесса Штраль (Ангелина Варганова) — тоже. Наглядно, ничего не скажешь, но все-таки этот актерский аттракцион хорош для театральных неофитов, зрителям поопытней такие выкрутасы скучны и неприятны. А вот подростки от агеевcкого «Маскарада» должны просто ахнуть и в тот же вечер кинутся читать и перечитывать Лермонтова, так все в спектакле ярко, кинематографично и современно. Настоящий мистический триллер, а не текст из школьного учебника. Да еще так шикарен, как самая пафосная дискотека.

Но все-таки в этом «Маскараде» есть несколько сцен, благодаря которым на постановку Агеева нельзя безнадежно махнуть рукой, как на сугубо тинейджеровскую. В них лермонтовский вольный ямб ничуть не мешал актерам выражаться естественно и живо, а режиссер казался тонким мастером психологического реализма, а не ди-джеем виртуозом. Хороша сцена возвращения Нины с маскарада. Совершенно влюбленный Арбенин все свои высокопарные монологи, говорит, явно кокетничая с прекрасной женой. Он играет для нее в сухого старца, педанта и зануду, вызывая этим то, что ему дороже всего на свете — искренний смех своей юной красавицы. Здесь Агеев прямо новатор. Так, жуя яблоки, лермонтовские герои еще никогда не объяснялись. Еще убедительно мучалась от запретной любви баронесса Штраль, и чудного вертопраха Звездича изобразил Яков Ломкин. Но потом начались и брызги слюной, и простертые к небесам длани, и демонический хохот, и смех, и клубы дыма в разорительном для театра и мучительном для зрителей количестве.

«Маскарад» спасла Нина.

Во-первых, четверокурсница школы-студии МХАТ и ученица Константина Райкина Глафира Тарханова так молода, какими еще не были Нины на русской цене. Во-вторых, ангельски красива, непосредственна и играет трепетно. Ну и, наконец, в-третьих, по режиссерской концепции ей отведена спасительная роль. Как и полагается зрелищу с претензией на Голливуд, у «Маскарада» Владимира Агеева хороший конец. Отравленная Нина на реплику «и этот гордый ум сегодня изнемог» подает Арбенину руку, они оказываются на небесах, веселы и счастливы и вместе, а темные силы корячатся в предсмертных коликах. Даже истуканы, изображавшие мебель, разламываются и валятся оземь. Хеппи-энд совершеннейший. И как приятно после такого финала слушать филологические споры в гардеробе. Одна пожилая дама уверяла, что Мишель Лермонтов непременно вызвал бы режиссера на дуэль.

Новости и материалы
В МИД РФ сочли очевидным экстремизм коллективного Запада
В Нижнем Тагиле двух дезертиров осудили на 5,5 лет
«Могут носить только пацаны»: молодые люди раздели незнакомца из-за его внешнего вида
В «Манчестер Сити» заявили, что не собираются покупать российского игрока
Шахин Аббасов после нападения на байкера отправился ужинать
В Минобороны отчитались о перехвате ракет ВСУ за неделю
Назван продукт, снижающий риск развития диабета и ожирения
В Казани посещавший психолога юноша набросился на педагога с плоскогубцами
Главы МИД G7 заявили, что РФ может закончить конфликт на Украине «уже сегодня»
Генсек ООН призвал прекратить круг ответных ударов на Ближнем Востоке
На Украине открылся немецкий завод по производству беспилотников
Москвичу выписали штраф за флаг запрещенной террористической организации на машине
В Британии сочли, что решение об изъятии активов РФ должно быть общим
Рэпера Платину на концерте в Томске увели со сцены сотрудники ОМОН
В МИД Италии объяснили, кто примет решение по использованию российских активов
Американским фигуристам вручили шоколадные золотые медали за ОИ
В МВФ оценили устойчивость экономики РФ перед санкциями
Злоупотребление молоком может привести к инфаркту, рассказала врач
Эндокринолог Киселева: избыток молока в диете может привести к инфаркту
Все новости