Давно замечено, что в разных сферах жизни время течет неодинаково. Поэтому нельзя сказать про какой-нибудь отрезок с уверенностью, велик он или мал. К примеру, первый самолет конструкции братьев Райт поднялся в небо ровно сто лет назад – и этот юбилей приводит в замешательство. Всего-то?! Казалось, авиация была всегда, ее героика былинна, а эволюция почти невообразима. Так нет же, все происходило совсем недавно, на памяти нескольких поколений.
К моменту, когда первая «этажерка» взмыла в воздух, фотография существовала уже больше полувека, так что этапы большого пути зафиксированы в подробностях.
Справиться с юбилейным потрясением и разобраться, что и каким образом происходило, помогает выставка «История авиации в фотографиях», открывшаяся в Московском доме фотографии.
Разумеется, единственно возможный здесь экспозиционный принцип – хронология. Начав с «Ньюпоров» и «Фарманов», постепенно добредаешь до «МИГов» и «Конкордов» – логично, последовательно, наглядно. Преобладают кадры отечественной хроники, но юбилей все-таки интернациональный, и периодически возникают импортные поставки – скажем, для отображения первопроходческого подвига братьев Райт привлечены архивы Национального аэрокосмического музея из Вашингтона. А в финальном разделе блистает японец Кацухико Токунаги, сделавший карьеру на съемках международных авиашоу. В промежутке же – свое, родное. Вот император Николай Александрович с видимым удовольствием взгромоздился на фюзеляж придворного аэроплана, вот Игорь Сикорский демонстрирует свой супераппарат «Илья Муромец», вот героическая Полина Осипенко рапортует партии и правительству о выполненном задании. Много хрестоматийных кадров и славных репортерских имен – Халип, Егоров, Шагин, Шайхет, Евзерихин, Марков-Гринберг.
Есть у фотографии одно парадоксальное качество: она не разоблачает мифы, что вроде бы следует из ее документального характера, а интенсивно их формирует.
Лучше всего это выражено на материале тридцатых годов. Здесь что ни самолет – то чудо техники, что ни экипаж – то племя героев, что ни перелет – то рекорд. Пропагандистский заказ совпал с искренним энтузиазмом: фотографу не надо было объяснять, что Чкалова следует представлять полубогом. Он и являлся полубогом. Только с такой внутренней установкой мог репортер нацелить на Валерия Павловича свой объектив. Пожалуй, психологический аспект на выставке наиболее интересен, как и на всякой развернутой фотографической ретроспекции. Но это для «гражданских» зрителей, к тому же склонных к рефлексиям. А на вернисаже в большом количестве разгуливали люди в орденах и аксельбантах, которым важнее были технические детали, недоступные рядовому пониманию. То и дело ветераны воздухоплавания вступали около экспонатов в дискуссии, так ли уж хорош запечатленный аппарат по своим тактико-техническим характеристикам. Казалось, еще минута – и люди перейдут на язык жестов, свойственный авиаторам. Сразу осознаешь, что способен лишь поглазеть на экспозицию, но никогда не проникнешься проблематикой в полной мере. И что сто лет – огромный, немыслимый срок.
В МДФ (Остоженка, 18) до 15 января.