Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
CeBIT-2013: трансформеры, гиганты и дополненная реальность

Итоги ганноверской выставки CeBIT-2013

В Ганновере завершилась одна из пяти крупнейших мировых технологических выставок – CeBIT. В целом, несмотря на отсутствие поражающих воображение новинок можно сказать, что она прошла вполне успешно. Ведущие IT-компании показали, что находятся в хорошей форме и развивают технологии, еще недавно считавшиеся лишь потенциально перспективными.

Пока самыми персональными на свете оставались настольные компьютеры, мировая индустрия высоких технологий в плане глобального оповещения о своих новейших разработках держалась на трех китах: на американской выставке CES в январе (Лас-Вегас), германской CeBIT в марте (Ганновер) и тайваньской Computex в июне (Тайбэй). На первой в основном демонстрировались самые завораживающие технологические прототипы и концепты. Вторая служила бизнес-площадкой для встреч IT-разработчиков с инвесторами. Третья же предлагала вживую пощупать уже готовые к коммерческому запуску продукты, наиболее любопытные для конечных пользователей.

Эта стройная концепция заметно поколебалась в последние годы. По мере того как интерес широких масс потребителей смещался от настольных ПК к ноутбукам, планшетам и смартфонам, а также ко всевозможным «умным» продуктам бытовой электроники, все большую весомость приобретали другие высокотехнологичные выставки.

Теперь самый масштабный форум, посвященный мобильным терминалам, — испанская MWC (Барселона, февраль), а домашняя электронная аппаратура с повышенным IQ — вроде Smart TV, консолей-медиацентров и автомобильных компьютеров — тяготеет к немецкой IFA (Берлин, сентябрь).

Тем не менее, CeBIT 2013 прошла и завершилась относительно успешно — пусть без умопомрачительных сенсаций, однако вполне в русле нынешнего развития всей IT-отрасли в целом. А именно — в русле постепенности, последовательности и полной предсказуемости.

На роль самого популярного персонального цифрового терминала претендуют в наши дни, без сомнения, планшеты, — и планшетов на выставке было показано предостаточно.

Наиболее любопытным среди них можно считать концепт очередного поколения ультрабуков, привезенный на CeBIT 2013 самой Intel. Формально относящийся к ноутбукам, он представляет собой трансформер: дисплей отсоединяется от клавиатурного блока, превращаясь в 10-мм (по толщине)планшет с экраном 13,3 дюйма и разрешением Full HD.

Толщина прототипа нового ультрабука вместе с клавиатурой - 17 мм; он содержит 22-нм процессор новой архитектуры Intel Haswell (анонс ее ожидается уже в июне), оснащен сенсорным дисплеем и работает под управлением Windows 8.

Интересная деталь: показанный на выставке прототип позволяет работать с дисплеем 13,3 дюйма только при подключенной клавиатуре. Если же планшетную часть отсоединить от базы, активная область экрана уменьшается до 11,6 дюйма диагонали. То есть центральная зона экрана остается работоспособной, а вокруг нее образуется черная пассивная окантовка из отключенных пикселов. Сделано это ровно из тех же соображений, из которых обычные крупные планшеты снабжаются сравнительно широкими рамками: чтобы удобнее было держать их в руках, не опасаясь случайных касаний вблизи границ экрана.

Обычных же планшетов на CeBIT 2013 можно было встретить целые россыпи. Главная тенденция — это высокое разрешение дисплея Full HD (11,6 дюйма XTouch Xpro и 10,1 дюйма NetTAB THOR QUAD HD).


Другой заметный тренд — стремление представить добротные, современные и недорогие устройства, способные потеснить с прилавков до сих пор популярный, хотя и изрядно устаревший iPad 2. К таким планшетам относятся 9,7 дюймовые модели компании 3Q с разрешением 1024х768 и 10,1» (1280х720) Huawei MediaPad 10 Link.

Повышенное внимание к технологиям отображения продемонстрировали многие экспоненты выставки. Компания MMD Monitors & Displays (ныне она владеет известными марками Philips и AOC) представила целый ряд мониторов для геймеров и профессионалов в области графики, включая сверхширокоформатный AOC q2963Pm с матрицей AH-IPS диагональю 29 дюймов и разрешением 2560х1080 (соотношение сторон — 21:9). На стенде 3M можно было увидеть немало сенсорных дисплеев для профессионального применения, в том числе и в набирающей обороты отрасли «цифровых вывесок» — digital signage.

Та же компания 3M предложила свое видение концепции «цифрового стола»: горизонтально расположенного мультисенсорного дисплея с крупной диагональю 46 дюймов и еще более внушительной 55 дюймов (также сенсорного с 60 одновременно распознаваемыми точками касания) видеопанели. Еще один образчик дисплейной гигантомании — 84 дюймовый Alvaro GIANT (3840x2160, 32 одновременно распознаваемых прикосновения) со стенда германской компании MyMultitouch.

Этот гигант, который уже можно заказать в Европе за 33 тыс. долл., способен работать и как подключаемый внешний дисплей, и в связке со встраиваемым компьютером на базе Android или Windows 8.

Традиционным (настольным) компьютерным технологиям тоже нашлось место в павильонах CeBIT 2013. Тайваньские ASRock, MSI и Biostar показали целый ряд материнских плат — и вполне актуальных, на базе системной логики Intel Z77 Express, и только намеченных к коммерческому производству, построенных на перспективном чипсете Z87 и рассчитанных на будущие процессоры архитектуры Haswell (четвертого поколения Intel Core). Немало было представлено и систем охлаждения, воздушного и водяного, а также разнообразных настольных корпусов — компаниями Fractal Design, Thermaltake, Zalman и др.

Пожалуй, самым знаковым трендом выставки стал интерес к носимым системам дополненной и виртуальной реальности; проще говоря — к киберочкам вроде тех, над которыми уже не первый год трудятся инженеры Google. В павильонах CeBIT 2013 расположились как минимум три стенда, на которых можно было познакомиться с прототипами «умных» очков различной степени готовности к выходу на массовый рынок.

Так, компания SensoMotoric Instruments в сотрудничестве с Германским исследовательским центром искусственного интеллекта создали систему дополненной реальности Talking Places. На этих очках смонтированы инфракрасные датчики, цифровая камера и мини-дисплей.

Датчики отслеживают положение зрачков пользователя и вычисляют направление его взгляда, а камера снимает то, на что владелец очков в данный момент смотрит, и идентифицирует полученный образ. Если разглядываемый объект присутствует в базе данных устройства, на мини-дисплей в поле зрения выводится информация об объекте, а из миниатюрных динамиков звучит соответствующая голосовая справка. Таким образом можно и экскурсии по различным достопримечательным местам автоматизировать, и рекламные предложения от окрестных магазинов до владельца Talking Places доводить. Устройство полностью работоспособно, вот только обойдется пока дороговато,— примерно в 20 тыс. евро. Массовое производство и распространение Talking Places, разумеется, позволит значительно снизить их цену, но будет ли оно массовым?

Ведь неподалеку от стенда этого проекта расположился еще один, посвященный носимому устройству дополненной реальности, — GlassUp. При ожидаемой розничной цене в 300 евро (начало продаж намечено уже на этот сентябрь) GlassUp представляет собой не компьютер в корпусе очков, а, скорее, оптическую Bluetooth-гарнитуру, в перспективе совместимую с любой мобильной операционкой — Android, iOS или Windows Phone.

Здесь на линзу очков проецируется монохромная картинка размерами 320х240 точек, причем крохотный проектор вмонтирован прямо в одну из дужек. При наличии соответствующего драйвера любое мобильное приложение сможет передавать на GlassUp информационные сообщения со смартфона владельца — о текущих координатах, наличии непрочитанных писем и сообщений, разнообразных интересных местах поблизости и т. п.

Тем же, кто предпочитает полное погружение в визуальную виртуальность, компания Carl Zeiss продемонстрировала на ганноверской выставке новый аксессуар Headtracker для уже поступивших в продажу ее собственных очков виртуальной реальности Cinemizer OLED (650 евро). Смысл аксессуара в отслеживании наклона и разворота головы пользователя. Именно Headtracker (200 евро) позволит по-настоящему окунуться в созданный компьютером мир — не жестко зафиксированный в стереоскопическом видеоролике, а доступный для самостоятельного исследования (например, во множестве современных 3D-игр).

Пожалуй, главным итогом CeBIT 2013 следует считать сам факт ее проведения и наличие достаточно неплохого списка экспонентов, а также целого ряда заслуживающих внимания экспонатов. Нынешние высокие технологии действительно развиваются, скорее, количественно, чем качественно. И масштабные глобальные выставки, пусть не поражающие воображения посетителей сногсшибательными новинками, свидетельствуют: развитие это идет вполне уверенно.