Телефоны 2009 года: новые тенденции налицо

Максим Швейц 19.02.2009, 21:10

Сегодня завершилась выставка GSMA Mobile World Congress'09 в Барселоне. В ней приняли участие все крупнейшие производители мобильных телефонов, смартфонов, коммуникаторов и других портативных устройств. Основные тренды этой выставки: мобильные устройства приобретают большие сенсорные экраны и дешевеют.

Мобильный конгресс в Барселоне – главное мероприятие года, на котором компании показывают свои новейшие разработки. И хотя ничего революционного в этом году на Mobile World Congress представлено не было, а число посетителей немного снизилось и составило 49 тысяч против 55 тысяч в 2008 году, тем не менее практически все специалисты оценили прошедшую выставку очень высоко. В первую очередь это произошло из-за огромного количества представленных на ней новинок.

Остановимся на наиболее значимых релизах.

Компания Nokia обновила почти весь свой мобильный ряд. Так, были представлены два новых бизнес-коммуникатора Е-серии — E75 и E55. Первый имеет две клавиатуры (обычную и выдвижную QWERTY), GPS-модуль, 2,4-дюймовый дисплей и расширенные возможности по работе с электронной почтой. По мнению специалистов Nokia, именно электронная почта – наиболее удобный инструмент для ведения бизнеса. Стоить новинка будет 375 евро (здесь и далее рекомендованная производителем цена – ред.). «Младшая» модель оснащена 2,4-дюймовым дисплеем, работающим в разрешении 320х240, и 3,2-мегапиксельной камерой, клавишами-«качелями» наподобие тех, что использовались в смартфонах SonyEricsson M600i и P1i. Стоимость E55 — 265 евро.

Еще одна громкая новинка компании – 8-мегапиксельный камерофон Nokia N86, ориентированный на мобильные развлечения. Этот двусторонний слайдер будет стоить 375 евро. Кроме того, Nokia показала и новые «говорилки», лишенные полноразмерных клавиатур, — 6710 Navigator и 6720 Classic. Надо сказать, что все новинки Nokia (речь идет о смартфонах) имеют GPS-модули. Очевидно, компания делает ставку на этот функционал ввиду покупки в прошлом году разработчика средств навигации компании Navteq.

Однако, пожалуй, главный анонс финской компании – открытие магазина для скачивания приложений для Symbian – Nokia Applications. По структуре и принципу магазин идентичен Apple App Store.

В Nokia надеются, что его популярность будет сопоставима с аналогом от Apple. Пока магазин работает лишь для пользователей N97 – нового топового коммуникатора компании с большим сенсорным дисплеем, но в будущем, как обещают представители компании, магазин будет доступен и пользователям других устройств.

Порадовала высокотехнологичными новинками и SonyEricsson.

На ее счету 12-мегапиксельный тачфон Idou, ориентированный на любителей высокотехнологичных гаджетов.

Еще одна громкая новинка компании – мьюзикфон W995, который также «обладает всеми преимуществами камерофонов», т. е. фотосенсором на 8 мпкс. О ценах на оба устройства ничего не известно. Официальные представители шведско-японского концерна утверждают, что в 2009 году будут ориентироваться как раз на тех пользователей, кто использует свои смартфоны и коммуникаторы скорее для развлечений, чем для работы. Кроме того, был запущен наконец сервис по скачиванию и продажам медиаконтента PlayNow (по сути, аналог iTunes от Apple).

Компания Samsung представила экологический телефон. Новинка получила название Blue Earth. Корпус аппарата изготовлен из утилизируемого пластика, а на оборотной стороне размещена солнечная панель. При производстве устройства не используются экологически вредные материалы, отмечают информагентства. Также второй по величине производитель мобильных телефонов представил модель под названием Touch Ultra – новый флагман в линейке на Windows Mobile. Устройство имеет форму слайдера с 2,8-дюймовым дисплеем на базе технологии OLED c разрешением 240x400 пикселей.

В новом модельном ряду компании теперь будет смартфон Omnia, на котором можно смотреть видео в HD-качестве.

Еще одна новинка Samsung — мьюзикфон BeatDJ, в разработке которого принимал участие разработчик аудиосистем Bang & Olufsen. Предназначен он для диджеев, потому как имеет ряд специальных функций, предназначенных именно для них.

Компания LG представила оригинальную модель G910 (Touch Watch).

Уникальность этого устройства в том, что оно выглядит как обычные наручные часы. Также с его помощью можно проводить видеоконференции.

Нельзя не упомянуть и компанию Acer, которая привезла на выставку сразу восемь своих моделей. Эта выставка для тайваньского производителя первая, так как он впервые представил свои смартфоны. Все они работают под управлением ОС Windows Mobile, однако в будущем Acer обещает выпустить и экземпляры под Android. Главная особенность новинок от Acer – их цена. Она, как говорят в компании, «адекватна». В будущем компания представит модели стоимостью от 50 до 500 евро.

Более того, возможно появление устройства по цене 30 евро, причем это будет смартфон.

Причина такой политики – желание тайваньского производителя войти в пятерку лидеров отрасли уже к 2012 году, захватив 10% рынка.

Еще одна тайваньская компания, HTC, показала в Барселоне три новинки. WinMobile-коммуникаторы Touch Diamond 2 и Touch Pro 2, а также новый «гуглофон» HTC Magic. Устройство на платформе Google Android имеет больший экран, однако лишено физической QWERTY-клавиатуры.

Компания Microsoft представила на конгрессе новую версию своей мобильной ОС Windows Mobile 6.5. Она также будет иметь другое название – Windows Phones. От предыдущих версий этой системы новинка отличается ориентацией на молодежь:

в ОС будут интегрированы средства для общения в социальных сетях, программы для ведения блогов и для развлечений.

В компании отмечают, что они преуспели на рынке бизнес-коммуникаторов, однако их позиции среди смартфонов «для всех» сейчас явно слабы.

Независимый аналитик Михаил Фадеев в беседе с корреспондентом «Газеты.Ru» рассказал, что по сравнению с прошлым и позапрошлым годами «выставка нисколько не «сдулась». «Наоборот, заметно некоторое расширение», — говорит он.

В целом основные тренды выставки очевидны: активное использование всеми производителями сенсорных экранов, удешевление коммуникаторов, обострение конкурентной борьбы как на рынке мобильных операционных систем (речь прежде всего об Android и о новой Windows Mobile 6.5), так и среди самих производителей, которых сейчас стало больше, говорит Фадеев.

Обилие «тачфонов» аналитик объясняет очевидным успехом смартфонов Apple iPhone.

Однако сегодня ясно: если в 2007 году iPhone был лидером всех рейтингов популярности и любимчиком прессы, то в 2009 году его заставят серьезно потесниться. Причем смартфоны и коммуникаторы с сенсорными экранами будут стоить значительно дешевле, чем раньше, что сделает их доступными для рядовых потребителей.

Что касается кризиса, то, по словам Фадеева, на выставке он серьезно не отразился, хотя о нем «говорят все». «Планировать что-то надолго, предсказывать ситуацию на месяцы вперед никто не решается. Тем не менее народ, мне кажется, уже свыкся с кризисом, для людей это стало в некотором роде обыденностью. А значит, есть надежда, что потихонечку индустрия начнет выкарабкиваться», — говорит он.

Говоря об основных трендах выставки, эксперт замечает «большое количество новинок на базе Windows Mobile». «Уже понятно, что индустрия коммуникаторов уходит от «кирпичеподобных» дизайнов и стандартных экранов в сторону красивых аппаратов и больших расширенных экранов (WQVGA, QVGA)», — заявил он. Фадеев также предрекает летний бум «гуглофонов»: «В кулуарах выставки уже вовсю показывают аппараты на ОС Google Android. Судя по всему, уже к лету мы увидим несколько премьер в этом направлении».

Светлана Завьялова, эксперт независимой аналитической группы Smartmarketing, говорит, что минувший конгресс «один из самых активных за последние 3–4 года».

Главный тренд выставки, по ее мнению, «процесс перехода с «голосоориентированных» сценариев использования устройств на сценарии, связанные с передачей данных».

Еще одна особенность конгресса-2009 – конкуренция не столько устройств, сколько программных платформ. «Глобальная конкуренция в мобильном секторе — это не новые телефоны, это новые платформы: Symbian, iPhone OS, Windows Mobile, Android. Все они нечто большее, за каждой из платформ стоит своя культура, свои приверженцы, свои разработчики, создающие «дополнительную ценность» для платформы своим ПО», — говорит Завьялова.

«Кризис не повлиял на Mobile World Congress. Большинство из представленных на нем новинок начали разрабатываться еще до того, как кризисные явления заставили компании сократить свои бюджеты на новые разработки»,

— заявила «Газете.Ru» аналитик ИК «Финам» Татьяна Менькова. Среди наиболее значимых трендов на выставке эксперт отмечает «сенсорность, компактность, меньшее энергопотребление, более высокую производительность. Эти тренды определяют облик рынка уже больше года, сохраняя свою актуальность и сейчас».