Почему не шумят
сотовые операторы

Фото: GettyOne
Московский июнь. Как-то тихо вокруг. Не хватает чего-то привычного... Несколько лет назад столичные операторы GSM в конце весны - начале лета поднимали большой шум. Они охотились на дачных абонентов.

Человек, выехавший на дачу (или отправивший на дачу семью, оставшись в городе), обычно оказывается оторван от привычной инфрастуктуры проводной телефонной связи. Дачи в нашей стране, как правило, не телефонизированы. Поэтому в мае-июне у россиян традиционно обострялась потребность в мобильной связи.

И столичные сотовые операторы традиционно эту потребность еще более обостряли с помощью всевозможных маркетинговых штучек — новых тарифов, временных скидок и т.п. Порой при этом рождались интересные находки, которые потом продолжали работать и осенью — достаточно вспомнить, например, тариф «Летний», введенный МТС в апреле 2002 года.

Не надо забывать и о москвичах, устремлявшихся летом на отдых в другие регионы и страны. У них тоже усиливалась потребность в сотовой связи. В общем, с майско-июньским взрывом активности на мобильном рынке мог сравниться только декабрьский предновогодний.

Но в прошлом году этот всплеск выдался каким-то неярким. А в нынешнем — вообще почти незаметен.

Из трех основных российских операторов GSM наибольшую активность после майских праздников проявил «МегаФон» — даже ввел новый безлимитный план — но это скорее продолжение старой гонки за лидерами и попытки отобрать у них часть самых «вкусных» «тяжелых» абонентов, чем нечто специфически летнее.

В чем здесь дело? Просто мобильная связь «проникает» российское население как бы сверху вниз — от более обеспеченных слоев и социальных групп к менее обеспеченным. Ясно, что на дачу и на курорты выезжают в основном достаточно обеспеченные слои населения. Которые к настоящему моменту в основном уже охвачены сотовой связью. Их не нужно уговаривать подсоединиться к одной из сетей GSM — если они хотели, они уже стали абонентами.

К тому же малообеспеченные люди обычно мало тратят на мобильную связь (если вообще ею пользуются).

Сотовым операторам, естественно, хочется минимизировать затраты на привлечение таких клиентов — поэтому о массированной рекламной кампании речь не идет.

И вообще российские операторы «большой тройки» в последнее время очень сильно задумываются о прибыльности, особенно на самом «хлебном» московском рынке — им нужны деньги на стремительное, «наперегонки», освоение регионов. А деньги, как известно, легче занять тому, кто выглядит прибыльным.

И еще одна причина постепенного исчезновения летнего «бума». Очевидно, что сотовая компания увеличивает количество абонентов не только вовлекая в сотовую связь ранее не подключенных людей, но и переманивая клиентов у конкурента. В прежние времена перспектива выезда на дачу или в роуминг иногда становилась причиной для смены оператора - ну «не берет», например, ваш оператор в нужной деревеньке. Однако постепенное улучшение качества покрытия всех трех GSM-гигантов в московской области и количество их роуминговых партнеров делает эту причину миграции от оператора к оператору все менее актуальной. Операторы, судя по всему, это поняли - завлекать и переманивать им практически некого. Что еще больше уменьшает летний сотовый «бум».