Как резко улучшить мобильную связь в Москве

Фото: GettyOne
В Америке тоже большие проблемы с качеством сотовой связи. Заграничные методы борьбы с операторами могли бы пригодиться Лужкову.

Изучение прессы, посвященной 30-летию первого звонка по мобильному телефону (это историческое событие произошло 3 апреля 1973 г. в Нью-Йорке) показывает, что проблема качества сотовой связи актуальна и для Соединенных Штатов. Вот несколько характерных цитат.

«Сотовые операторы настаивают, что расположение многочисленных «мертвых зон» — мест, где нельзя совершать звонки — является их коммерческой тайной. В течение пяти лет мы пользовались услугами всех трех ведущих операторов. И у всех покрытие оставляет желать лучшего». (SiliconValley.com) «Американские операторы конкурируют по ценам, но заставляют клиентов мириться с растущим количеством прерванных звонков. Слишком много конкуренции — и никаких изменений». (ZDnet)

Ей-богу, как у Лужкова списано. «Мне не нравится нынешняя сотовая связь, — говорит сам первооткрыватель нового вида связи в интервью San Francisco Chronicle. — Я просто прихожу в ярость, я-то знаю, на что способна эта технология».

Обсуждаемые в Америке способы воздействия на мобильных операторов в общем-то мало отличаются от российских. За одним исключением. Вот еще одна цитата из того же интервью «автора» первого звонка Мартина Купера.

«Возможность перейти к другому оператору с сохранением номера чрезвычайно важна для того, чтобы в отрасли началась реальная конкуренция. Это время наступает, хотя сотовые операторы очень сопротивляются этому».

В самом деле, многие абоненты, особенно те, кто много говорит по мобильному телефону (а именно такие клиенты наиболее ценны для сотовых компаний) дорожат своим номером. Зачастую именно необходимость сменить номер удерживает их от перехода к другому оператору.

Те, кто мало звонит, наоборот, меняют оператора легче, их номер обычно известен достаточно ограниченному кругу лиц, которых можно быстро оповестить об изменении. Вот и мигрируют нестойкие «легкие» абоненты между операторами, ловят новые выгодные тарифы. Абоненты «тяжелые», у которых на текущий номер бывает завязано большое число бизнес-контактов, гораздо менее подвижны. Даже если качество оператора их перестает устраивать — многие предпочитают терпеть.
Представители российских сотовых компаний говорят, что сохранить номер при смене оператора сегодня невозможно из-за организационных трудностей.

Передача номера из собственности одной сотовой компании в собственность другой — или переоформление аренды — дело действительно непростое. Но ведь решаемое — если уж заводы и банки меняют собственников... Просто законодательство не требует от российских сотовиков «переносимости» номеров — а они, понятное дело, в таком виде мобильности совершенно не заинтересованы.

Пару недель назад московский мэр Юрий Лужков решил заботиться о качестве мобильной связи в столице. Управление транспорта и связи правительства Москвы вводит специальные номера для жалоб, собирается нарисовать карты покрытия сотовых операторов и мертвых зон, заставить компании обнародовать свои планы развития сетей... Операторы, совсем как в Америке, упираются, ссылаясь на коммерческую тайну.

Тем временем в Госдуме продолжается обсуждение нового закона о связи. Во внесенном Минсвязи проекте закона нет ни слова о «переносимости» номеров.

Только одна фраза в статье 25: «Оператор связи вправе передать выделенный ему ресурс нумерации или его часть другому оператору только с согласия федерального органа исполнительной власти в области связи». Если эта формулировка выживет, то чуть ли не каждому абоненту, желающему сменить оператора с сохранением номера, придется испрашивать специальное разрешение у министра связи.

Конечно, в переносимости номерной емкости есть свои небольшие недостатки. Скажем, сегодня московский абонент «Би Лайна» знает: если у приятеля номер телефона начинается с «8(903)» — то входящий звонок от него будет бесплатен. Если приятель перейдет в МТС или «МегаФон» с сохранением номера и забудет предупредить об этом — возможны нежданные расходы. Впрочем, российские сотовые операторы наверняка будут забывать вовремя изменить информацию в базах данных.

В любом случае, до изощренных заокеанских способов защиты прав потребителей у нас, наверное, еще не скоро дойдут. Карты рисовать - это же проще, чем законы менять. А какое бы соцсоревнование за качество связи и обслуживания могло развернуться — представишь, так дух захватывает...