Инициатива Роскомнадзора об открытии в России официальных представительств иностранных интернет-компаний — важнейший шаг для построения эффективного диалога с IT-гигантами, считает декан факультета права НИУ ВШЭ, руководитель рабочей группы Общественной палаты РФ по законодательству в сфере интернет-технологий и цифровизации Вадим Виноградов.
«Такое взаимодействие необходимо для обеспечения соблюдения российского законодательства и справедливого распределения налогового бремени. Иностранные ресурсы претендуют на значимое место в российском информационном поле, а значит должны соблюдать все требования российского законодательства. Обеспечить его выполнение без официальных российских представительств, наделенных всеми необходимыми полномочиями, невозможно», — сообщил он «Газете.Ru».
Мнение о том, что из-за начала активного регулирования иностранные интернет-платформы уйдут из России, вряд ли соответствует реальности, продолжает эксперт. «Как показывает иностранный опыт, глобальные интернет-платформы ставят во главу угла коммерческую выгоду, и ее потеря будет иметь для них значительный негативный эффект. Это подтверждает решение Facebook и Instagram открыть официальные представительства в Турции под угрозой запрета турецким компаниями размещать рекламу на их площадках», — пояснил Виноградов.
Ситуация, когда иностранные платформы работают «в серую», уклоняются от уплаты налогов и диалога с российскими властями неприемлема, подчеркивает эксперт. «Зарубежные IT-компании получают в России значительную прибыль – на их долю, по некоторым оценкам, приходится более 50% рынка digital-рекламы, общий объем которого в 2020 году составил в России 178 млрд рублей. Крупные игроки должны быть легализованы в российском правовом поле, и открытие официальных представительств является обязательным условием этого процесса», — заключил он.