По всей видимости, столь значительным успехам на одном из самых перспективных цифровых рынков мира, уже сегодня насчитывающем более полумиллиарда интернет-пользователей, ИТ-гигант обязан разногласиям между Индией и Китаем. Их жертвами пали десятки заблокированных мобильных приложений родом из Поднебесной.
В том числе и сверхпопулярный TikTok, чья индийская аудитория превышала 200 млн человек. В сентябре 2020, спустя два месяца после введения запрета на TikTok, YouTube запустил в Индии сервис коротких видео Shorts, полностью копирующий функционал конкурента.
Войны блогеров
Блокировке TikTok предшествовала полномасштабная цифровая война блогеров обеих платформ, развернувшаяся в мае и по странному стечению обстоятельств совпавшая с началом пограничного индокитайского конфликта. Обе стороны в ходе онлайн-баталии не стеснялись в выражениях, а сами ИТ-гиганты не торопились разнимать враждующих, нарушая собственные правила модерации.
По сообщению India today, все началось с видео YouTube-блогера Элвиша Ядава, сравнившего пользователей TikTok с «мусором». В ответ Амир Сиддики, звезда TikTok с 12 млн подписчиков, обвинил конкурентов с YouTube в плагиате и токсичности, после чего в спор вмешался другой индийский лидер мнений, Аджей Нагар, за чьим блогом следят 18 млн человек.
Видео последнего всего за несколько дней собрало 80 млн просмотров и претендовало на то, чтобы стать самым популярным немузыкальным видео в истории YouTube, если бы видеосервис не спохватился и не заблокировал ролик, в котором в изобилии присутствовали ругательства и изощренные оскорбления.
Та же участь в конечном итоге постигла и выступление Сиддики в TikTok, однако начало было положено – разозлённые угрозами и удалением видео фанаты Нагара, которых все-таки было на 6 млн больше, обрушили рейтинг TikTok в магазинах приложений: средняя оценка сервиса в Google Play упала с 4,6 до 1,2 при максимальных 5 баллах.
Bloomberg, следивший за развитием ситуации, отмечает, что видеоплафтормы фактически являются «окном в Интернет» для большинства современных индийцев, а значит именно они способны обеспечить доступ к молодой и все более обеспеченной аудитории, которая не читает газет и не смотрит телевизор. Война за их внимание – это ставка на монетизацию в будущем, и главными действующими лицами в этом противостоянии являются блогеры и лидеры мнений.
Победитель получает всё
Выход TikTok на огромный индийский рынок три года назад, возможно, остался бы в значительной степени незамеченным, если бы не сказался на глобальных финансовых показателях компании. В прошлом году сервис принес своему владельцу, китайскому ИТ-гиганту ByteDance, прибыль в 3 млрд долларов при выручке в 17 млрд.
В свою очередь, YouTube, не раскрывающий информации о доходах, заработал на рекламе около 15 млрд долларов. Теперь же у американского сервиса в Индии просто не осталось соперников и, по сути, он получает монополию на этом рынке.
При этом, конфликт Индии и Китая, приостановивший китайскую экспансию в индийский бигтех, играет на руку не только YouTube, но в целом всем американским цифровым корпорациям, имеющим масштабные инвестиционные планы на индийском направлении – с начала года только Amazon, Facebook и Google объявили о намерении вложить в ИТ-сектор Индии более 16 млрд долларов.
Тем не менее, обещание щедрых инвестиций должно наводить индийское правительство на мысли о необходимости удержания контроля над собственным рынком, об ужесточении в стране антимонопольного законодательства и усилении регулирования зарубежного ИТ-бизнеса.
Активное регулирование бигтеха – это глобальный тренд, который должен обезопасить перспективный рынок индийских цифровых технологий от американской колонизации. Пример Европы, которая сейчас пытается бороться с засильем и доминированием иностранных техногигантов, говорит о том, что делать это гораздо сложнее, чем пресекать изначально.