Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
«Алгоритмы не совершенны»: почему опасно доверять модерацию контента IT-компаниям

Крупные интернет-компании обратились к ЕС с просьбой изменить законодательство

Прослушать новость
Остановить прослушивание
Google, Facebook, Twitter, TikTok и другие крупные интернет-компании обратились к властям ЕС с просьбой изменить законодательство, регулирующее удаление нелегального контента. Они призвали разработать меры по защите компаний, которые самостоятельно удаляют запрещенные материалы. Эксперт тем временем сообщил о двойных стандартах в поведении IT-гигантов. По его словам, они пытаются выстроить конструктивное взаимодействие с регуляторами ЕС, однако игнорируют российские законы и не открывают в РФ локальные представительства. В связи с этим России необходимо обновить IT-законодательство, чтобы защитить интересы граждан, убеждены в ОП.

Ассоциация EDiMA, в которую входят AirBnb, Amazon, Apple, eBay, Expedia, Facebook. Google, Microsoft, Mozilla, Snap, Spotify, TikTok, Twitter, Verizon и другие крупные IT-компании, обратилась к ЕС с предложением изменить действующее законодательство, регулирующее удаление нелегального контента на интернет-платформах.

По мнению ассоциации, в ЕС пока нет мер, которые могли бы юридически защитить тех участников рынка, которые решили самостоятельно удалять запрещенный контент. На данный момент удаление таких материалов платформой может рассматриваться как признание существования на ней нелегального контента и повлечь наказание со стороны регуляторов ЕС.

«Все наши члены весьма серьезно относятся к своим обязанностям и хотят делать больше для борьбы с незаконной деятельностью в интернете. Европейский механизм юридической защиты компаний даст им больше свободы действий для использования своих ресурсов и технологий [в борьбе с нелегальным контентом]»,— отметила гендиректор EDiMA Сиада аль-Рамли.

Ассоциация приводит в пример действующий в США юридический принцип «доброго самаритянина», который стимулирует участников рынка самостоятельно бороться с нелегальным или вредоносным контентом без риска понести ответственность.

Предложение ассоциации EDiMA связано с тем, что Евросоюз в директиве о цифровых сервисах планирует ввести меры, которые компании считают избыточными, пояснил «Газете.Ru» председатель комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения АЮР Александр Журавлев.

«Они полагают, что сами способны модерировать контент. Но стоит отметить, что их алгоритмы не совершенны. Периодически они блокируют контент, не являющийся запрещенным, и наоборот — не блокируют запрещенный. Например, наши соотечественники выкладывали на 9 мая знаменитую фотографию с возведением знамя советского союза не Рейхстаг. Facebook посчитал это противоправным контентом и начал блокировать посты. Этот пример показывает несовершенство этих алгоритмов. Поэтому необходимы законодательные нормы, обязывающие реагировать на подобные случаи», — считает эксперт.

Хотя самоконтроль со стороны интернет-площадок популярен, отсутствие понятных и общепринятых механизмов модерации контента позволяет IT-компаниям злоупотреблять своими полномочиями, убежден зампред Комиссии по развитию информационного общества ОП РФ Александр Малькевич.

«На разных площадках в разных странах действуют различные подходы, избирательно устанавливаемые соцсетями. Это открывает возможность для манипуляций и предвзятого, политически ангажированного отношения. Существуют примеры того, как американские соцсети в России под предлогом модерации контента по факту осуществляли его цензурирование», — сообщил эксперт «Газете.Ru».

Так, YouTube в сентябре 2020 года ограничил доступ к фильму «Беслан» режиссера Александра Рогаткина «в связи с изображением сцен насилия или жестокости». В Роскомнадзоре действия видеохостинга назвали актом цензуры. 22 октября Таганский суд удовлетворил иск столичной прокуратуры к компании Google о снятии ограничений на просмотр фильма. Однако компания выразила несогласие с решением суда и заявила, что будет его обжаловать.

Малькевич подчеркивает, что иностранные интернет-платформы имеют тактику демонстративного игнорирования предписаний РКН об удалении запрещенного к распространению в России контента.

«Все призывы ведомства к соблюдению законодательства той страны, где интернет-компании зарабатывают деньги остаются без внимания.

В поведении иностранных IT-компаний очевидны двойные стандарты: в странах ЕС компании пытаются выстраивать конструктивное взаимодействие с регуляторами. В это же время в России компании не считают нужным открывать локальные представительства и не считают обязательным соблюдать нормы действующего законодательства – как отдельные законы, так и статьи Конституции РФ», — заявил Малькевич.

России необходимо принять ряд законов для отстаивания прав своих граждан, считает член ОП.

«В настоящее время рассматривается несколько вариантов законопроекта о самоконтроле социальных сетей. Ведется и работа по введению ответственности для интернет-платформ за несоблюдение законных требований регулятора. Нужно также принять закон, который обяжет компании открывать представительства на территории РФ. Высказывания о том, что наш рынок не интересен крупным IT-компаниям, и что если мы будем отстаивать свои права, то они уйдут — просто страшилка от лоббистов компаний. Мы должны начать сами себя уважать, и тогда нас будут уважать и другие», — заключил эксперт.

Напомним, что 13 октября Госдума приняла в первом чтении законопроект, который предусматривает крупные административные штрафы за отказ ограничить доступ к противозаконной информации.

Размер штрафа будет достигать 15 млн руб.