С 2012 года в России продано не менее 70 млн телевизоров, способных принимать сигнал цифрового ТВ в формате DVB-T2, говорили ранее в Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. По мнению участников рынка, эти показатели верны лишь наполовину. Согласно данным РБК, с 2013 года, когда начали завозить приставки DVB-T2, по конец 2018 года в стране было продано не менее 18 млн ТВ-приставок для приема цифрового эфирного телевидения.
Однако в реальности у населения их значительно меньше – порядка 10 млн штук, так как средний срок жизни приставки не превышает двух лет, а качество большей части поставляемых в нашу страну приставок изначально было низким.
По оценкам Минцифры РФ, к моменту начала отключения аналогового сигнала всего 5 млн домохозяйств (10% от общего числа домохозяйств в стране) не имели технической возможности для приема цифрового телевидения. В прогнозах, озвученных Алексеем Волиным в интервью ТАСС в марте этого года, совокупный объем продаж приставок для просмотра цифрового эфирного телевидения в России в 2019 году был оценен в диапазоне от 3 до 5 млн шт.
Участники рынка корректируют этот показатель в сторону увеличения: к концу 2018 года в России оставалось порядка 30% телевизоров, не поддерживающих цифровое ТВ. С учетом количества проданных ТВ со встроенным тюнером DVB-T2 и эфирных приставок, и того, что значительную часть электроники приобрели абоненты платного ТВ (обновляя телевизоры или покупая эфирные приставки для своих вторых и третьих телеприемников, если они не подключены к платному ТВ), на конец 2018 года без возможности приема ЦЭТВ в России оставалось свыше 6,4 млн домохозяйств, которым необходимо порядка 9 млн приставок от (6,4 млн до 12 млн устройств в зависимости от распределения продаж электроники). Очевидно двукратное расхождение между оценками регулятора и представителей отрасли.
Замминистра промышленности и торговли РФ Олег Бочаров во время пресс-конференции, посвященной первой волне отключения аналогового вещания федеральных телеканалов, рассказывал, что власти могут дополнительно привлечь российских производителей ТВ-приставок, если после отключения аналогового телевещания появится повышенный спрос на устройства. На тот момент к производству дополнительных приставок были готовы российские предприятия «Росэлектроника» и GS Group.
В GS Group указали, что в случае дефицита смогут обеспечить производство этих устройств на мощностях «Технополиса GS», если будет соответствующий заказ, но таких запросов к ним не поступало. По информации компании, мощности предприятий «Технополиса GS» позволяют производить около миллиона устройств в месяц.
Отсутствие российской продукции на рынке в значимых цифрах объясняется более высокой стоимостью по сравнению с китайскими аналогами, в том числе из-за таможенных условий, которые Россия приняла при вступлении в ВТО (ввоз готовой радиоэлектронной продукции не облагается пошлинами, в то время как компоненты облагаются). Рыночная цена приставок, произведенных в РФ, с наценками торговых сетей и посредников составляет порядка 1450 рублей, что ограничивает возможность приобретения этих устройств малообеспеченными семьями. А продажа их по «социальной» цене в 990 рублей вынудит производителей работать в минус.
Региональная компания «АЛМИ» (город Киров) подтвердила, что основными брендами приставок, которые ритейлер предложил своим землякам в середине апреля, когда область переходила на цифровой сигнал, стали бюджетные китайские Cadena, Lit, D-color, Pantessat.
За прошедшие годы в поддержку производства российской электронной продукции, в том числе для цифрового эфирного телевидения, по общему мнению участников рынка, можно было реализовать целый ряд мер, что позволило бы к моменту перехода страны на цифровое эфирное телевидение обеспечить рынок приемными устройствами отечественного производства по конкурентоспособной цене. В числе этих мер эксперты называют предоставление налоговых льгот; снижение ставок страховых взносов по аналогии с ИТ-компаниями, разрабатывающими программное обеспечение; увеличение таможенных пошлин на импорт готовых изделий и снижение пошлин на компоненты, предоставление субсидий российским производителям.
Реализация ФЦП «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы» (в 2015 была изменена на «2009-2018 годы») создала огромный рынок профессионального и абонентского оборудования, необходимого для построения передающей и приемной сетей цифрового телевидения DVB-T2. Производители профессионального оборудования, входящие в Ассоциацию АРПАТ, воспользовались шансом и, по данным ФГУП РТРС, до 80% оборудования сетей 1-го цифрового мультиплекса произведено российскими компаниями. Во 2-ом мультиплексе эта доля оказалась несколько ниже, но все равно превысила 60%. Не меньших успехов добились и производители цифровых телевизоров. 90% продаваемых на российском рынке телевизоров производятся на российских заводах компаний Samsung, LG, TPV и российской компании ООО «Квант».
А вот с цифровыми приставками DVB-T2 российского производства ситуация сложилась иная. К 2015 году, когда согласно первой редакции ФЦП должно было прекратиться аналоговое вещание, по данным ЗАО «МНИТИ», целый ряд российских компаний, таких как ОАО «Ставропольский радиозавод «Сигнал»», ЗАО «Интеркросс» (Рязань), ОАО УЗ «Промсвязь» (Уфа), АО ОмПО «Иртыш» (Омск), холдинг «Инкотекс», холдинг GS Group (Калининград), имели конкурентоспособные модели приставок DVB-T2 и производственные мощности по производству до 8-10 млн приставок в год. В рамках подготовки к отключению аналогового вещания торговые сети создали запасы приставок в расчете на взрывной спрос населения на них. Объем продаж приставок DVB-T2 к 2015 году вырос до 4 млн штук. Однако в 2015 году ФЦП была скорректирована и продлена до 2018 года. Причем в новой редакции предусматривалось продолжение параллельного цифровому DVB-T2 аналогового вещания до 2018 года. Позже Минкомсвязи неоднократно пересматривало перенос сроков отключения: середина 2018, конец 2018, затем 11 января 2019 и, наконец, середина 2019 года.
Стратегия продления аналогового эфирного телевидения обрушила рынок приставок DVB-T2, так как в условиях параллельного вещания у граждан не было реальной мотивации приобретать приставки. «В этих условиях никакие меры господдержки производителей приставок, — говорит заместитель генерального директора МНИТИ Константин Быструшкин, — не решили бы главной проблемы: создание массового спроса населения на приставки. А отсюда и малые объемы выпуска, и невозможность конкурировать с китайцами. Ввели бы таможенные тарифы, снизили бы налоги - приставки бы все равно пылились на полках так как населению они были не нужны. В сложившихся условиях по-другому и быть не могло».
Положение усугублялось тем, добавляет Быструшкин, что торговые сети в попытках ликвидировать запасы на складах потерявших спрос приставок DVB-T2, стали распродавать их по закупочным ценам, а то и ниже. В итоге, производители эфирных приставок свернули их производство и ушли из этого сегмента рынка.
По опыту 54 стран, которые уже перешли на цифровое телевидение, приобретение технического оборудования для приема сигнала гражданами, в полной или частичной степени финансируется государством. Дотация населения особенно актуальна в условиях снижения платежеспособности, при этом, субсидия должна выдаваться домохозяйствам при условии приобретения отечественного продукта. Присутствие нескольких игроков на рынке обеспечивало бы конкуренцию, но в то же время давали некоторое преимущество российским брендам, или, как минимум, не выводили их за рамки ценового соперничества.
Отсутствие заинтересованности и системного подхода к решению этого вопроса со стороны государства, уверено экспертное сообщество, привело к тому, что российские производители уже недополучили порядка 20 млрд рублей, которые могли пойти на развитие рынка отечественной радиоэлектроники, создание высокопроизводительных рабочих мест и повышение экспортного потенциала отрасли. Впрочем, переход на цифровое вещание еще в начальной стадии, участники рынка надеются, что регуляторы примут меры, чтобы исправить ситуацию.