Пенсионный советник

Предприниматель со школы

Как российская молодежь начинает свой бизнес

Depositphotos

В рядах предпринимателей все чаще появляются совсем молодые люди. В рамках спецпроекта про бизнес-инициативы россиян «Газета.Ru» поговорила с сооснователем digital-агентства GetUpWeb Павлом Сазанковым о том, насколько сложно заниматься бизнесом в России тем, кто только ищет свое призвание.

Вера в собственные силы

Digital-агентство GetUpWeb 21-летний Павел Сазанков и 19-летний Никита Навроцкий открыли полгода назад. Компания занимается созданием и продвижением сайтов, мобильных приложений, дизайном и брендингом. Кредит на свою задумку брать не потребовалось, так как на первоначальные инвестиции молодые люди заработали самостоятельно: Никита выиграл соревнования в WorldSkills, и сумма гранта позволила покрыть все необходимые расходы.

Реклама

По мнению Павла, ключевое условие для успешного бизнеса – вера в собственный успех и умение вести за собой команду. «Когда мы планировали открывать бизнес, у нас были средства только на карманные расходы. Но мы с Никитой поверили друг в друга», — вспоминает он. Зарегистрировать фирму было решено официально. Благодаря этому у друзей есть право участвовать в конкурсных проектах на получение грантов, которые они планируют вложить в развитие собственной компании. Так, в одном из крупных конкурсов, проходящем этой зимой, у них есть возможность выиграть приз в 1 млн рублей.

Сейчас в команде пять человек: два программиста, пиарщик и соооснователи, которые отвечают за внутреннюю и внешнюю политику компании. Учебе бизнес не мешает – курсы веб-разработчика, которые посещает Павел, закончатся уже в феврале.

Поймать клиента на сайте знакомств

Клиентов молодые бизнесмены находят в Интернете, в том числе в социальных сетях.

Изначально целевой аудиторией агентства должны были быть люди до 25 лет, однако в процессе работы команда приняла решение выходить на новый уровень и расширять клиентскую базу.

Для этого друзья занялись редизайном сайта, поэтому сейчас он находится в разработке.

Предпринимательская жилка

По словам Павла, тяга к предпринимательству появилась у него еще в школе. Будучи подростком, он покупал конфеты и перепродавал их ребятам из других классов. Благодаря сарафанному радио, бизнес быстро начал приносить прибыль. «Я понял, что самое интересное не то, что я получил деньги, а то, что у меня получилось реализовать план, который я хотел. Меня увидели, услышали и воспользовались моими услугами», — рассказывает он.

Окончательно убедиться в том, что в дальнейшем работать он будет только на себя, помог опыт трудоустройства в одном из столичных салонов связи. Предложенные руководством условия Павлу быстро надоели, и вместе с Никитой они решили заняться предпринимательством. Первым проектом стали услуги по покрытию защитным средством обуви – бизнес приносил прибыль, но друзья быстро потеряли к нему интерес и решили заняться IT-сферой – графический дизайн привлекал Павла еще со школьных лет.

Превратить хобби в бизнес предложил друг.

«В центре занятости Никита попал на вебинар по построению собственного бизнеса. Идея показалась ему интересной, и он предложил попробовать открыть агентство», — вспоминает Павел. Там же молодым предпринимателям рассказали о портале «Бизнес-навигатора МСП». «Про навигатор мы узнали незадолго до того, как подали документы в налоговую. Мы использовали сервис «Жизненные ситуации», оказалось очень удобно: можно скачать готовый шаблон договора подряда или договора об аренде, узнать, на каких условиях можно расторгнуть старый договор. Это здорово экономит время и нервы», – рассказывает Сазанков.

Возраст бизнесу не мешает

Заниматься бизнесом в столь молодом возрасте, убежден Павел, сложно только на начальном этапе – сказывается неопытность. Например, у ребят возникали сложности с расчетом бизнес-плана. «Тогда мы не знали, что с помощью «Бизнес-навигатора МСП» можно рассчитать бизнес-план с учетом актуальных данных о рынке. Рассчитывали все сами, в ворде, поэтому как только что-то менялось, приходилось все пересчитывать заново», — вспоминает он.

Иногда партнеры воспринимают ребят несерьезно, сомневаясь, можно ли обладать достаточным объемом компетенций в столь юном возрасте. Но, по словам Павла, проблема сразу исчезает, как только дело доходит до обсуждений проекта.

Самым важным для развития молодежного предпринимательства он считает наличие доступных образовательных программ и информирование молодых людей о мерах поддержки бизнеса. «Мы проводили опрос среди знакомых, интерес к теме есть. Но большинство не знает, где можно научиться основам бизнеса. Нужно быть ближе к молодежи, нужны вебинары, коучинг», – объясняет он. Основную помощь, уверен Павел, начинающие бизнесмены должны получать от менторов.