Пенсионный советник

Онлайн-кинотеатры обозлились на AdBlock

Почему медийные законы не хотят обсуждать публично

Мария Лацинская 04.11.2016, 13:48
Фильм «Десять заповедей» (1956) на экране драйв-ин-кинотеатра в штате Юта, 1958 год... J.R. Eyerman/Time/time.com
Фильм «Десять заповедей» (1956) на экране драйв-ин-кинотеатра в штате Юта, 1958 год. Коллаж

Ограничения для онлайн-кинотеатров, непонятная мода на Telegram, потеря прибыли из-за AdBlock, законопроекты, которые следует отправить в мусорный бак, и другие проблемы медиа, которые обсудили на Russian Interactive Week.

Запретительные законы, касающиеся интернета, хотя и стали появляться реже, как считают аналитики Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), но даже их малое количество по-прежнему доставляет отрасли реальные неудобства. Чего только стоило принятие так называемого антитеррористического пакета Яровой.

Говорят, что депутата даже позвали на форум Russian Interactive Week (RIW) в этом году. Но Ирина Яровая на приглашение не ответила и на мероприятии не появилась.

Также конференцию проигнорировали топ-менеджеры почти всех операторов связи. Именно телеком-корпорациям и предстоит беречь свои ресурсы (в первую очередь финансовые) для исполнения антитеррористических поправок. Из-за отсутствия ключевых по этому вопросу спикеров важной темой проходящего RIW стало обсуждение видеоконтента.

Избыточный закон

Владельцы онлайн-кинотеатров и ассоциация «Интернет-видео» напомнили о законопроекте от Медиакоммуникацонного союза (МКС), который хочет ввести регулирование для таких сайтов. В частности, авторы документа предлагают включать в специальный реестр, ведением которого займется Роскомнадзор, площадки, предоставляющие за плату или с условием просмотра рекламы аудиовизуальный контент. МКС также собирается ограничить и долю иностранного участия до 20%.

Выступая на секции по обсуждению законопроекта, главный аналитик РАЭК Карен Казарян отметил, что

любое вмешательство в деятельность онлайн-кинотеатров противоречит заявленным первыми лицами государства целям по развитию интернета, снижает инвестиционный климат и является нарушением сетевого нейтралитета.

«Законопроект нецелесообразен и избыточен», — подчеркнул Казарян. По мнению эксперта, в России уже имеется достаточно законодательных инициатив для подобных ресурсов.

Казаряна поддержали заместитель генерального директора по правовым вопросам в ivi.ru Михаил Платов и вице-президент и технический директор Mail.Ru Group Владимир Габриелян.

Кроме того, директор по правовым вопросам «Яндекса» Екатерина Фадеева напомнила, что согласно тем формулировкам, которые использует МКС, под действие потенциального закона может попасть любой сайт, содержащий видео или предлагающий возможность обмениваться сообщениями.

Мусорка для МКС

Авторы документа до обсуждения не добрались, поэтому отдуваться прямо из зала пришлось замеченной участниками дискуссии представительнице МКС Анне Ландер. Она заявила, что организация готова к диалогу, но «ни в каком формализованном виде» МКС не получил предложений от интернет-бизнеса.

Казарян назвал слова Ландер неправдой и ответил, что рабочая группа «Связь и информационные технологии» при правительстве направляла официальную позицию руководству МКС. «Вам письмо принести? Сфотографировать, в рамочку поставить и журналистам показать? Я могу, мне не трудно.

Мы считаем, что весь законопроект нужно выкинуть в мусорное ведро», — подчеркнул аналитик.

Ландер отметила, что МКС не является институтом, который может вносить в Госдуму законопроекты. Этой возможности нет и у Роскомнадзора, который ранее поддержал документ.

Александра Аронова из «Открытой сети» обратила внимание, что документ пока не обсуждался на площадке профильного комитета Госдумы или не получал оценку правительства. «Есть надежда, что он так и останется в процессе разработки», — сообщила она.

Нативная реклама обходит блок

Еще одной проблемой ресурсов, предлагающих легальный видеоконтент, являются блокировщики рекламы на сайтах. Пользователям возможность избавиться от навязчивых баннеров и бесконечных промороликов кажется великим благом, в то время как владельцы сайтов тревожатся за потерю прибыли из-за этого механизма.

На предыдущих форумах медиаплощадки свои выступления сводили к порицанию пиратских сайтов, но уже в этом году онлайн-кинотеатры обозлились, помимо всего прочего, и на AdBlock.

Так, ivi.ru выделил четыре главные проблемы для сервисов: пираты, юридические коллизии, общая убыточность сегмента и блокировщики рекламы.

Руководитель дирекции интернет-вещания Первого канала Павел Булавинов отметил, что доля пользователей, применяющих инструменты против рекламы на сайтах, выросла за год с 15 до 25%. Из-за AdBlock, по словам Булавинова, телеканал теряет прибыль. Для таких пользователей руководство сайта снижает качество видео или вовсе закрывает просмотры.

Свой взгляд на AdBlock продемонстрировали и представители нишевых интернет-СМИ, чья монетизация также упирается в наличие рекламных материалов на их сайтах.

Издатель LookAtMedia (LookAtMe, The Village, Wonderzine и FurFur) Алексей Аметов считает, что блокировщики рекламы почти не влияют на работу так называемых small media, но убивают доходы крупных порталов. «У нас есть своя лояльная аудитория и нативная реклама, которая идет мимо AdBlock», — добавил он.

В свою очередь, директор по развитию бизнеса ИД «Комитет» (VC.ru, TJournal, Spark) Даниль Хасаншин сказал, что с интересом наблюдает за развитием блокировщиков рекламы. По его словам, для пользователей с AdBlock портал TJournal в настоящее время в рамках тестирования закрывает материалы и предлагает оплатить подписку. Хасаншин высказал мнение, что блокировщики вряд ли доберутся до нативной рекламы.

Привлекательные платформы

Свои пути монетизации и новую аудиторию представители small media видят в переходе на новые платформы, которыми являются социальные сети, мессенджеры и приложения самих СМИ. Веб-версия изданий LAM, как полагает Аметов, уйдет к 2020 году на второй план и останется лишь «имиджевой витриной», как газета для РБК.

Главный редактор портала Griffon Александр Белановский оценил моду на Telegram-каналы. При этом журналист считает, что пока аудитория мессенджера от Павла Дурова невелика по сравнению с Facebook или «ВКонтакте». Также непонятно, как от этого механизма получить выгоду в виде просмотров на сайте или прибыли.

«Telegram — это тренд, который мы еще не поняли, но будем адаптировать под деятельность медиа», — заключил Белановский.

В связи с появлением новых площадок и сервисов, которые сейчас привлекательны всему рынку СМИ, small media не опечалены из-за решения «Яндекс.Новостей» отключить от агрегатора СМИ без лицензии Роскомнадзора. LAM, по словам Аметова, вообще «по фигу», а Хасаншин отметил, что читатели изданий «Комитета» приходят через другие каналы.